Уния в ХХ веке

Архив новостей

Новости

05.12.2002 РПЦ МП не одобряет идею создания на Украине греко-католического патриархата

Официальные представители РПЦ МП выступили с осуждением тезиса кардинала Любомира Гузара о возможном придании Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) статуса Патриархата, сообщает "Благовест-инфо".

Учреждение Католического Патриархата в Украине станет еще одним серьезным препятствием на пути диалога РПЦ с Ватиканом, заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Кирилл (Гундяев) в интервью агентству KNA. "Этот шаг будет означать, что Ватикан учреждает Патриархат там, где он уже существует", – заявил митрополит. По мнению главы ОВЦС МП, отношения между РПЦ и Ватиканом могли бы улучшиться после встречи Папы и Патриарха. Такая встреча станет возможной в случае соблюдения условий, предъявленных РПЦ Святому Престолу. Однако если Ватикан не откажется от идеи придать УГКЦ статус Патриархата, встреча глав двух Церквей будет исключена, заявил митрополит Кирилл.

Иерархи УГКЦ неоднократно высказывались в пользу придания их Церкви статуса Патриархата. Недавно глава украинских греко-католиков кардинал Гузар заявил, что Ватикан "изучает пути" для учреждения Патриархата на Украине. По некоторым данным, Гузар поднимал вопрос о Патриархате на совещании Конгрегации Восточных Церквей, проходившем в Ватикане в ноябре

Портал Credo.ru


04.12.2002 ЛЬВОВ. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин: «Приглашать главу Русской Православной Церкви Патриарха Алексия II в Украину, кардинал Гузар может только через главу своей Церкви — Папу Римского»

Как передает «ИТАР-ТАСС», Украинская Греко-Католическая Церковь пригласила Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II посетить Львов. Об этом 2 декабря заявил на пресс-конференции глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар. Он напомнил, что приглашение посетить Украину православному Патриарху направил спикер Верховной Рады Владимир Литвин. Поэтому униатская церковь сделала такое же приглашение от имени своей конфессии. Кардинал УГКЦ заявил, что он хочет подискутировать вокруг наболевших, по его словам, вопросов отношений двух церквей — Украинской и Русской.

«Приглашать самостоятельно Предстоятеля Русской Православной Церкви униатская церковь, как составная часть Католической Церкви, не имеет права по своему статусу и полномочиям, — так прокомментировал заявление главы УГКЦ архиепископ канонической Украинской Православной Церкви Львовский и Галицкий Августин. — Просить о встрече пусть даже в своем главном соборе Св. Юра во Львове, или приглашать от себя лично — это возможно. Но не от имени Католической Церкви, частью которой является УГКЦ». По мнению православного архиепископа, «подобное приглашение можно считать некорректным, и церковно, и юридически неграмотным».

Радует хотя бы то, что в этот раз кардинал Гузар, хотя и пытался представить себя главой Церкви всей Украины, все же приглашает Патриарха во Львов, а не в Киев. Кстати, согласно данным Центра Разумкова 96,6 % общин УГКЦ сосредоточены в Западном регионе Украины (особенно Львовской и Ивано-Франковской областях), а сама УГКЦ носит ярко выраженный региональный характер в пределах Украины.

Пресс-служба УПЦ


01.12.2002 Москва. Завершил работу семинар "Украинская греко-католическая церковь - преодоление мифа"

Пресс-секретарь Союза православных граждан не смог попасть на проводимый украинскими греко-католиками семинар "Украинская греко-католическая церковь - преодоление мифа"

В московском офисе общества "Мемориал" 25 ноября прошел семинар "Украинская греко-католическая церковь - преодоление мифа", организованный Институтом изучения религии в странах СНГ и Балтии Николая Митрохина, при поддержке фонда Генриха Белля. В семинаре приняли участие ряд униатских богословов и религиоведов из Львова и Киева. В зале заседания присутствовали три десятка слушателей, тщательно подобранных организаторами семинара.

С основным докладом "Русское православие и украинский Греко-католицизм: между взаимным отторжением и неизбежностью перемен" выступил проректор Львовской богословской академии и Львовского католического университета, директор Института религии и общества Мирослав Маринович. В своем докладе известный львовский религиовед анализировал основные причины нынешнего противостояния православных и униатов в Галичине.

Этой же теме в разных ее аспектах были посвящены и другие доклады. В частности ректор Дрогобычского епархиального катехизического института УКГЦ о. Мирон Бендик посвятил свое выступление перспективам патриаршества в УКГЦ. Накануне на эту же тему во Львове высказался глава украинских униатов кардинал Любомир (Гузар), заявивший, что "Ватикан изучает практические шаги, которые должны будут быть предприняты, в том числе на экуменическом поле, чтобы объявить главу Украинской Греко-Католической церкви патриархом". "Я думаю, что кое- какие подвижки есть", - сказал кардинал 20 ноября в Ватикане на встрече Конгрегации Восточных Церквей. "Соответствующие исследования были проведены, ибо это - очень тонкий вопрос, который может вызвать сильную отрицательную реакцию Православных Церквей, если не дать им объяснений и не обсудить это с ними", - сказал кардинал Гузар.

Благое намерение организаторов московского семинара по "преодолению мифов" в отношении униатской церкви, к сожалению, не достигло своей цели. И в основном докладе, и в развернувшейся дискуссии представители УКГЦ сами не избежали привычного мифотворчества в отношении Православия, в первую очередь о несамостоятельности канонической Украинской Православной Церкви. В речах гостей из Львова можно было услышать об активной деятельности "подконтрольных московскому патриархату украинских СМИ" или об "указаниях из Патриархии", которые обязан выполнять Блаженнейший митрополит Владимир. Конечно, Владыка Владимир может советоваться и советуется с Патриархом или другими епископами Русской Православной Церкви когда считает нужным, но нужно обладать не малым воображением, чтобы представить, что кто-то из членов Священного Синода, включая Святейшего Патриарха, может позвонить Предстоятелю УПЦ и дать какие- нибудь указания. В приватных беседах львовяне намекали на Председателя ОВЦС, но такие намеки говорили только о том, что они даже приблизительно не представляют реальных властных возможностей известного проповедника митрополита Кирилла.

Но главным и вполне устойчивым среди галичан мифом, препятствующим нормализации отношений УКГЦ с православными, остается упорное нежелание униатов признавать дееспособность закарпатских православных епархий. Даже для ученых греко-католиков они остаются не более, как "агентами Москвы" с "имперскими притязаниями". Абсурдность этой мифологемы остроумно подметил протоиерей Андрей Ткачев, руководитель Миссионерского отдела Львовской епархии Украинской Православной Церкви: "Не странно ли: я, по-вашему, агент Москвы приезжаю в центр "имперского сознания" Москву, и что же вижу - ни одного православного, вокруг меня только противники Православия". Действительно, собранные организаторами московские участники семинара весьма благосклонно относились к новым униатским мифам, что вряд ли способствовало заявленной цели, и, скорее всего, только уменьшило результативность мероприятия. Так, за дверьми "Мемориала" остался известный публицист, руководитель отдела Украины Института Стран СНГ и, одновременно, пресс-секретарь Союза Православных Граждан К. А. Фролов, намеревавшийся, по его словам, "ознакомить участников конференции со справкой пресс-службы Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) о современной ситуации с правами и свободами православных на Западной Украине и о первом геноциде двадцатого века, когда при идеологической поддержке "австро-украинской партии" и руководства греко-католической церкви было уничтожено около 60 тысяч галичан-"москвофилов", принявших или сочуствовавших Православию и идентифицировавших свою принадлежность к русской культуре".

Тем не менее, возможно в более открытом варианте, подобные собеседования могли бы оказать свое положительное влияние на состояние отношений православных и униатов на Украине. Тексты докладов оперативно изданы Институтом Николая Митрохина в специально подготовленной брошюре, но, к сожалению, они недоступны для пользователей интернета.

Русская линия / Пресс-служба УПЦ


25.11.2002 Заява Глави Української Греко-Католицької Церкви з приводу ймовірного візиту Патріарха Московського в Україну

Як нам стало відомо з офіційних інформаційних джерел, у відповідь на неодноразові запрошення духовенства і вірних Московського Патріархату в Україні та чинної української влади, Патріарх Московський Алексій II планує відвідати Україну. З цього приводу Українська Греко-Католицька Церква бажає заявити наступне.

УГКЦ визнає і поважає право православних християн України, зокрема вірних Московського Патріархату, запрошувати і приймати тих, кого вважають своїми духовними авторитетами. Згадуючи минулорічний досвід перебування в Україні запрошеного католиками Папи Івана Павла II, можна сподіватись на позитивні наслідки таких пастирських відвідин для вірних Московського Патріархату і для суспільства в цілому.

Історичні обставини минулих десятиліть, а навіть століть, склались таким чином, що на теренах України і Російської Федерації живуть поруч православні і католики візантійської традиції, яких називають греко-католиками. Це можна оцінювати по-різному, але ми, як християни, мусимо вбачати в цьому Боже провидіння, яке все спрямовує до добра і користі вірних, а також пам’ятати про те, що Христова воля – щоб всі були одно. Справедливі, а тим більше безпідставні, безнастанно повторювані взаємні закиди не створюють атмосфери для мирного діалогу, без якого не може здійснитися будь-яке порозуміння чи зближення. Ми діємо на підставі стереотипів, які піднесли до рангу абсолютів, і які стали немов би непорушним муром, що нас навіки мав би розділювати. Звичайно, шлях до єдності є дуже довгий, але, мабуть, настав час робити перші кроки, бо душпастирська відповідальність, яка лежить, зокрема, на предстоятелях Церков - спадкоємиць Володимирового хрещення, спонукає нас зважитися на кроки, які могли б радикально поліпшити стосунки між нашими вірними. До такого першого кроку – взаємного порозуміння та прощення - закликав блаженної пам’яті Мирослав-Іван Любачівський ще у 80-х роках. Таку ж готовність греко-католики українці виявляють і сьогодні.

Тому, якщо відбудеться візит в Україну Патріарха Московського, то я буду радий прийняти його як високого гостя, щоб зрушити з місця справу вирішення цілої низки складних питань наших взаємовідносин, як-от: мирне співжиття греко-католиків і православних в умовах української дійсності; оцінка Львівського псевдособору 1946 року; полагодження майнових претензій; становище українців греко-католиків у Російській Федерації, адже хотілося б, щоб вони втішалися такими самими правами, як всі віруючі в Україні.

Нам також не байдужа ситуація, яка склалася в українському православ’ї. Хоча ми не бажаємо втручатися не у свої справи, однак проблема взаємного поборювання між християнами, особливо нашими співвітчизниками, не може для нас бути чужою. Ми щиро надіємось, що перебування Московського Патріарха в Україні спричиниться до налагодження коректних євангельських відносин між трьома гілками українського православ’я.

Візит Патріарха Алексія II - духовного провідника великої кількості православних співбратів - хочемо оцінювати категоріями віруючих та надіємось, що ці відвідини принесуть зі собою завдатки кращих відносин між вірними різних конфесій і посприяють утвердженню християнського та громадянського миру та міжнаціональної злагоди.


25 листопада 2002 року Божого

+ Любомир

Пресс-релиз главы УГКЦ


25.11.2002 Кардинал Гузар добивается патриаршества

Ватикан изучает практические шаги, которые должны будут быть предприняты, в тосм числе на экуменическом поле, чтобы объявить голову Украинской Греко-Католической церкви патриархом, сказал во Львове украинский Кардинал Любомир (Гузар), сообщает CNS.

Кардинал Гузар, духовный лидер и правящий архиепископ Украинской ГПЦ с 2001 г. продолжает 40-летнюю борьбу своих предшественников за признание патриаршего статуса этой Церкви Восточного обряда.

"Я думаю, что кое-какие подвижки есть", –сказал кардинал 20 ноября в Ватикане на встрече Конгрегации Восточных Церквей. "Соответствующие исследования были проведены, ибо это – очень тонкий вопрос, который может вызвать сильную отрицательную реакциию Православных Церквей, если не дать им объяснений и не обсудить это с ними", – сказал кардинал Гузар. 

Портал Credo.ru


12.11.2002 Папа Римский отправил в отставку епископов Мукачевской епархии Греко-Католической Церкви и назначил вместо них апостольского администратора

Cогласно сообщению официального сайта Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), 12 ноября Апостольская нунциатура на Украине сообщила о распоряжениях папы Римского Иоанна Павла II относительно Мукачевской епархии Греко-Католической Церкви. Понтифик уволил на покой правящего архиерея Мукачевской епархии епископа Ивана Семеди, а также викарного епископа Мукачевской епархии Ивана Маргитича.

Папа назначил апостольским администратором "ad nutum Sanctae Sedis" (до отзыва Святым Престолом) Мукачевской униатской епархии Милана Шашика, который до этого времени был настоятелем храма в Перечине Закарпатской области Украины.

Таким образом, Папская курия вновь продемонстрировала униатам Галиции и Закарпатья, что намерена и впредь решать важнейшие вопросы внутренней жизни УГКЦ в Риме приказным порядком. Судя по всему, Ватикан отнюдь не собирается объединять греко-католиков Украины в единый "патриархат", чего они добиваются в последнее время, и не намерен предоставлять униатам самостоятельности.

Милан Шашик, словак по национальности, родился в 1952 г. в Лехоте, Словакия. После окончания средней школы, в 1971-1976 гг. был слушателем курсов философии и теологии в Высшей семинарии в Братиславе. В 1971 г. вступил в миссионерскую конгрегацию лазаристов. В 1973 г. принес монашеские обеты. В 1976 г. рукоположен во священника. В дальнейшем был капелланом, затем – настоятелем прихода. Милан Шашик имеет разрешение папской курии служить по двум обрядам: восточному и латинскому. С 1990 по 1992 гг. обучался в Папском институте "Teresianum" в Риме, где получил степень магистра. С 1992 по 1998 гг. работал в Апостольской нунциатуре на Украине. Затем в течение одного года был директором новициата лазаристов в Словакии. В августе 2000 г. вернулся на Украину и стал настоятелем прихода в Перечине, Закарпатье. Помимо родного, словацкого языка, владеет украинским, итальянским, чешским, русским и польским языками, сообщает "Радонеж" со ссылкой на Пресс-службу ЦНЦ "Православная энциклопедия".

Портал Credo.ru


05.11.2002 Освящен краеугольный камень патриаршего собора УГКЦ в Киеве

Глава Украинской Греко-Католической Церкви кардинал Любомир Гузар, Апостольский нунций в Украине архиепископ Никола Этерович, иерархи УГКЦ и представители зарубежных Церквей 27 октября приняли участие в освящении краеугольного камня, который будет положен в основании Патриаршего собора Воскресения Иисуса Христа в Киеве.

"Начав строительство храма, мы постараемся приблизить время, когда Патриарх единой национальной христианской Церкви Украины станет жить в соборе Святой Софии", – сказал кардинал Гусар во время церемонии освящения. После завершения строительства храма духовный центр Украинской Греко-Католической Церкви переместится из Львова в Киев.

В настоящее время, как сообщает ACN, в украинской столице действуют две небольшие церкви, принадлежащие УГКЦ. Строящийся грандиозный собор, длина которого составляет 58 м, ширина – 49 м, а высота – 61 м, по мнению его проектировщиков, гармонично впишется в архитектурную панораму Киева, сообщает Agnuz.

Портал Credo.ru


15.10.2002 Ватиканская бюрократия препятствует налаживанию отношений между Католической и Православной Церквами, считает кардинал Любомир Гузар

Ватиканская бюрократия препятствует налаживанию отношений между Католической и Православной Церквами. С таким заявлением, как сообщает "Мир религий" со ссылкой на "Благовест-инфо" выступил, находясь в Польше, глава Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар.

В то же время, кардинал подчеркнул, что его критические замечания ни в коей мере не относятся к самому Иоанну Павлу II. "Нам просто не хватает смелости заявить, что Папа и курия – не одно и то же", – заявил глава УГКЦ.

По мнению кардинала Гузара, носящего титул Великого архиепископа Львовского, чрезмерная бюрократизация Католической Церкви осложняет и связи между Ватиканом и епархиями. "Разумеется, Церкви необходимы определенные структуры, и Папе нужна помощь в его служении, но всему должен быть предел, – заявил украинский иерарх. – Да, Церковь не может функционировать без всевозможных учреждений, но они нуждаются в постоянном совершенствовании – в противном случае чиновники начинают переоценивать свою значимость, и принятие решений сильно замедляется".

По словам кардинала Гузара, целый ряд православных иерархов Украины в личных беседах с ним также указывали на "гипертрофированную ватиканскую бюрократию" как на один из факторов, осложняющих отношения между двумя Церквами.

Кардинал Гузар сделал эти заявления, выступая на конференции, посвященной 24-летию понтификата Иоанна Павла II, прошедшей в Варшаве. Его доклад был посвящен взаимоотношениям католиков и православных на Украине. Конфликт, разгоревшийся между двумя Церквами после возрождения УГКЦ, мог бы быть преодолен путем диалога, если бы не "чрезмерно бюрократизированная курия", заявил архиепископ Львовский. Другим препятствием на пути к диалогу и налаживанию отношений Гузар считает раскол среди самих украинских православных.

Хотя нынешнее положение дел на Украине не внушает кардиналу "особых экуменических надежд", он считает, что восстановление христианского единства в этой стране все-таки возможно.

"Объединение христиан может начаться так же внезапно, как и распад Советского Союза, – убежден Гузар. – Мы не знаем, когда это случится, ибо это все в руках Божиих, но может произойти что-то, что в корне изменит ситуацию". Кардинал Гузар считает, что в отношении Украины правильнее было бы говорить не о "восстановлении единства", а о "восстановлении общения". "Это значит, что все останутся при своем, сохранив достоинство и независимость, – убежден кардинал, – но, возможно, возникнет некий общий центр, которым, как нам кажется, должен стать преемник святого Петра. Рим не должен отказываться от своей власти, но, возможно, ему следует изменить методы осуществления этой власти".

УГКЦ, поставленная вне закона в 1946 году, вышла из подполья в 1990-м. Сегодня это самая многочисленная католическая община византийского обряда: она насчитывает около 5 млн верующих, 6 епархий и 3 000 приходов. Украинской Православной Церкви Московского Патриархата принадлежит 8 000, а католикам латинского обряда – 70 украинских приходов.

Портал Credo.ru


09.09.2002 Пресс-служба УГКЦ сообщает: Українська Греко-Католицька Церква проголосила 2002 рік Роком Блаженнішого Патріарха Йосифа Кардинала Сліпого на відзначення 110-ої річниці його народження. Протягом року відбуваються богослуження, урочисті академії, конференції, щоб вшанувати Архипастиря, який витерпів 18-літнє ув’язнення й муки за свою Церкву й свою віру.

У Львові 7 - 8 вересня 2002 року відбулися особливі урочистості. Преосвященний Владика Гліб Лончина, Єпископ-помічник Львівський відслужив 7 вересня, в день смерті Патріарха Йосифа, Архиєрейську Літургію в Архикатедральному соборі Святого Юра. Господь покликав до Себе свого вірного, довготерпеливого й доброго слугу 18 років тому. Його тлінні останки поховали у крипті Святої Софії в Римі. Однак Боже Провидіння розпорядилося так, що цей Ісповідник Віри спочив остаточно у своїй катедрі Святого Юра у Львові, у вільній Україні.

8 вересня Архиєрейську Літургію служив Блаженніший Любомир Кардинал Гузар, Глава Української Греко-Католицької Церкви. У проповіді Блаженніший Любомир подякував усім, хто протягом року різними заходами старається поширити відомості про Патріарха Йосифа Сліпого, хто своїми молитвами звертається до Господа Бога і просить про благодаті для нашого народу через його заступництво. У часі Літургії Глава УГКЦ уділив ієрейські свячення дияконові Ігореві Червінському і це стало знаком живучості та розквіту нашої Церкви,про що старався і за що терпів Блаженніший Йосиф.

8 вересня Архиєрейська Служба Божа була також відслужена у храмі Преображення ГНІХ м. Львова. Літургію відслужив Преосвященний Владика Гліб Лончина. У своєму слові він говорив на тему недільної євангелії про немилосердного боржника. Ця притча вказує нам на обов’язок прощати нашим ближнім, якщо хочемо отримати прощення від Бога. А згодом Владика Гліб сказав: “Своїм життям подібну науку подає нам Патріарх Йосиф. Його багато кривдили... протягом довгих років ув’язнення. Його допитували, били, відбирали у нього речі, морили голодом, часто переселяли з табору до табору. Але він ніколи не докоряв тим, що його переслідували. Він жив духом прощення, хоча мав підстави для озлоблення”.

О 17 00 в Архикатедральному соборі Святого Юра і храмі Преображення ГНІХ розпочалися святкові академії. В соборі Святого Юра до святочної громади звернувся Блаженніший Любомир. Він подякував організаторам вечора за їх старання, а присутнім – за їх присутність. Сестра Володимира Максимів, ЧСВВ, і о. Андрій Дикий, сотрудник архикатедри, виголосили доповіді на теми “Українство Йосифа Сліпого” та “Подорожі Патріарха Йосифа”. Сестра Павла Дубасюк, згромадження Святого Йосифа, зацитувала свідчення людей, які вони записали у спеціальній книзі, про ті ласки, які отримали за посередництвом Патріарха Йосифа. У програмі вечора брали участь хор Катедрального собору Святого Юра, струнний квартет “Мелодія”, фолькльорний гурт “Коралі” та інші виконавці.

У Преображенському храмі зі словом до присутніх звернувся Преосвященний Владика Гліб. Він поділився своїми особистими спогадами про Блаженнішого Йосифа. Відтак доповідь про Патріарха виголосив історик Михайло Гайковський. Особливим моментом свята було цитування фрагментів “Заповіту” Блаженнішого Йосифа. У храмі зазвучали пророчі слова нашого Ісповідника Віри: “Поховайте мене у нашому Патріаршому соборі Святої Софії, а як воплотиться наше видіння і востане на волі наша Свята Церква і наш Український Нарід, занесіть мою домовину, в якій я спочину, на рідну Українську Землю і покладіть її у храмі Святого Юра у Львові, біля гробниці Слуги Божого Андрея”. На завершення учасники святкового вечора промовили молитву за прославу слуги Божого Блаженнішого Йосифа Кардинала Сліпого.

В академії взяли участь літургійний хор “Сагмос” Катедрального собору Успення Пресвятої Богородиці Вірменської Апостольської Церкви та хор храму Преображення ГНІХ “Родина”. Участь в святі камерного хору “Сагмос” стала прикладом того, до чого заохочував Блаженніший Йосиф: любити своє і шанувати чуже.

Свято у честь Патріарха Йосифа закінчилося. Воно, крім приємних спогадів про святкову академію, а особливо про спільну прославу, віддану Богові, українською та вірменською мовами, стало певною спонукою до наслідування Ісповідника Віри Патріарха Йосифа Сліпого.


Прес-секретар Глави УГКЦ
отець Ігор Яців
UGCC News
Официальный сайт УГКЦ


26.08.2002. ДОНЕЦК. УНИАТСКИЙ СВЯЩЕННИК «ИКОНОНИЗИРОВАЛ» ОТКЛЮЧЕННОГО ОТ ЦЕРКВИ МИХАИЛА ДЕНИСЕНКО, СЕБЯ, РУКОВОДСТВО ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДА

«Комсомольская правда в Украине» по рубрикой «Фарисейство недели» известила читателей о новоявленном иконописном произведении униатов. Окопавшийся в Донецке некий униатский священник Василий Пантелюк реализовал собственную идею создания «Донецкой иконы Божией Матери», на которой вокруг Пресвятой Богородицы изображены заводы, Мариупольский порт, шахтеры, металлург, нищие, врачи, монах, крестьянка, дети — словом, представители всех социальных слоев населения Донбасса. А главное — целый ряд вполне исторических личностей. Прежде всего (на первом плане) — это сам Василий Пантелюк с тремя неустановленными лицами (видимо, друзьями «первостоятеля»), а за ним увековечена чета деятелей второго и третьего плана: отлученный от Церкви «патриарх» УПЦ КП Михаил Денисенко (Филарет), Донецкий губернатор Виктор Янукович, бывший мэр Донецка Владимир Рыбак, казачий генерал Николай Пантелюк (однофамилец священника-униата), ректор некого Донецкого института искусственного интеллекта Анатолий Шевченко.

«Икона» установлена в местной часовне УГКЦ. По словам настоятеля часовни священника Михаила, «патриарх Филарет» заслужил свое изображение на иконе тем, что родился на земле Донбасса, Анатолий Шевченко — тем, что приложил руку к созданию шедевра, В. Янукович и В. Рыбак «олицетворяют правящую прослойку и больше ничего» Униаты заверили корреспондента газеты, что «икона», таким образом, выражает мысль о покровительстве Пресвятой Богородицы всем жителям Донбасса — от правящей элиты до тех, кто не имеет ни кола, ни двора.

Комсомольская правда в Украине / Пресс-служба УПЦ


23.08.2002 Донецкого губернатора запечатлели на иконе

НА ВОСТОКЕ Украины греко-католики - течение довольно экзотическое. Может, не такое, как кришнаиты, но близко к этому. Прихожан не много, зато методы церковного PR достойны внимания. Взять, допустим, икону Донецкой Пресвятой Богородицы, что находится в местной часовне святой вервицы УГКЦ. Ничего подобного на просторах страны нет.

Прежде всего, по форме она напоминает террикон, что символизирует Донбасс. Ту же функцию выполняют окружающие Богородицу картинки заводов, копров и Мариупольского порта. Отдельный разговор об изображенных на иконе персонажах. Если Божию Матерь с младенцем на руках и в окружении ангелов видеть в духовном заведении естественно, то присутствие прочих гражданских лиц вызывает смешанные чувства. На иконе красуются шахтеры, металлург, нищие, врачи, монах, крестьянка, детишки - все они характеризуют собой социальные слои населения Донбасса. Это образы аллегорические.

Но картина была бы не полной, если бы не конкретные исторические личности. Например, есть несколько человек в казачьей форме. Группа священнослужителей из разных конфессий. Некоторые из них в реальной жизни друг с другом на одном гектаре отправлять культ не стали бы, а тут мирно рядышком расположились. Ну и завершают композицию бывший мэр Донецка Владимир Рыбак и действующий губернатор Виктор Янукович.

Учитывая уникальный подбор образов, я попросил дать некоторые пояснения настоятеля часовни, отца Михаила. Он считает, что священники представлены не случайно, мол, «это все достойные люди». А опальный патриарх Филарет в центре - потому что родился в Донецкой области. Ну что ж, лучше такое объяснение...

Один из казаков, помимо всего прочего, олицетворяет науку, потому что это ректор Донецкого института искусственного интеллекта Анатолий Шевченко. Почему он, а не кто-то другой, более известный? Оказывается, все просто: Анатолий Шевченко приложил какие-то усилия для создания иконы. И был увековечен.

А вот греко-католический священник отец Василий Пантелюк (однофамилец изображенного на иконе казачьего генерала), который явился автором идеи и больше всех бился над ее воплощением в жизнь, решительно не хотел, чтобы его изображали. Но пришлось сделать это помимо воли священника. Потому что помысел Божий!

Понятно, наиболее деликатный вопрос: присутствие на иконе Рыбака и Януковича. Отец Михаил говорит, что не стоит так акцентировать внимание, просто они олицетворяют правящую прослойку и больше ничего. Мэр в Донецке сейчас уже другой, когда-то сменится и губернатор, а образы останутся надолго.

Мнения

Мнение «ЗА»

Представитель Донецко-Харьковского экзархата УГКЦ отец Михаил:

- Идея написания иконы принадлежит отцу Василию Пантелюку.
Будучи высоко духовным человеком, он решил написать икону, которая покровительствовала бы всему нашему региону. Кстати, до этого подобной иконы в Донецкой области не существовало.
Изображая видных политических деятелей и патриарха Украинской православной церкви Филарета, отец Василий не преследовал рекламных целей. Не стремился убедить верующих в том, что эти люди являются святыми. Но хотел, чтобы, созерцая его труд, прихожане задумывались над простой истиной о том, что Богородица покровительствует всем людям: обывателям, политикам, ученым, духовенству различных конфессий и даже грешникам.

Мнение «ПРОТИВ»

Выслушав отца Михаила, «Комсомолка» связалась с митрополией Киево-Печерской Лавры и узнала мнение по этому поводу православного священника, архимандрита Поликарпа:

- Согласно православным канонам, на иконах могут быть изображены только те люди, которые были названы посмертно святыми. Поэтому я расцениваю икону Донецкой Богоматери как рекламный плакат.

автор: Руслан МАРМАЗОВ.
номер: 153 (1450) от 23.08.2002

Комсомольская правда в Украине

Архив новостей

Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая

Rambler's Top100
Rambler's Top100
Hosted by uCoz