Уния в ХХ веке

Доклад на выпуске Харьковской Духовной семинарии 2002 г.

Униатство в ХХ веке и на современном этапе

В этот торжественный день выпуска нашей Духовной семинарии позвольте вспомнить об одной существенной проблеме, которая может встать перед нашими выпускниками. Сейчас особенно остро стоит проблема и католицизма и униатства. Как известно, они параллельно друг с другом начинают распространять свое влияние на исконные православные территории.

Чтобы иметь представление о том, как они могут действовать, обратимся в относительно недалекое прошлое. В начале ХХ века главой УКГЦ стал митрополит Андрей Шептицкий. Он имел несколько высших образований: был доктором права, философии и богословия. Во время папского визита в Украину он был беатифицирован. Униаты любят называть его «апостолом церковного единства», что свидетельствует о главной направленности его деятельности. Правда, единство это понималось как подчинение православия Римскому первосвященнику. Шептицкий следовал иезуитскому девизу: "цель оправдывает средства". Начал он свою деятельность с диалога, поиска встреч, с писем к украинской интеллигенции и православным иерархам. В них он очень хитро пытается подвести своих собеседников к идее унии, приводя некоторые исторические факты и проч. Сохранилась его переписка с тогда еще Архиепископом Антонием Храповицким. Владыка Антоний дал достойный ответ. Он с тактом, но обличал униатского митрополита в том, что тот подтасовывает факты. Например, он говорит Шептицкому что тот не прав, и попросту говоря сознательно лжет, говоря, например, что ни один поместный и вообще любой другой собор Православной Церкви не осудил Католичество как ересь. Владыка Антоний приводит несколько Соборов, с их датами и постановлениями. Известный своей резкостью и категоричностью в брошюрах против католичества и униатства, Храповицкий чрезвычайно тактичен в личной переписке с Шептицким.

На фоне мирного диалога с архиереями и интеллигенцией Шептицкий строил свои планы в которые не был посвящен даже Генеральный секретариат Ватикана. Шептицкий получил от папы власть на всей территории Российской империи без уведомления госсекретариата образовывать иерархические структуры. Насколько это все было тайно и серьезно гласит одна из резолюций Понтифика: «При обязательстве тайны, под страхом отлучения, снимаемого только Папой»[1]. И Шептицкий как заправский разведчик проникает в Россию по фальшивому паспорту и создает униатские епархии и экзархаты и т.п.

Во время 1-й Мировой войны Шептицкий пишет дружеские советы австрийскому императору о том, что делать для споспешествования деятельности нашей армии и ожидаемого восстания украинцев». Это-ли слова патриота своего народа?! Но главная цель в его рекомендациях – ПЦ. Шептицкий подло советует дословно следующее: необходимо будет «отделить как можно полнее Украинскую Церковь от Российской», «велико-российско-московские святые [должны быть] исключены из календаря и т.д.». Естественно это не могло быть без вмешательства властей. Методы того времени известны. Позднее планировалось уния, т.е. переход под омофор папы. Но Бог не судил этим планам осуществиться. Когда Российские войска заняли Галицию, эти планы стали известны. Император НиколайІІбыл разгневан и своей рукой на докладной записке секретной службы о Шептицком собственноручно написал короткую резолюцию в два слова: «Какой мерзавец!».

Еще более беспринципным был следующий поступок Ватикана. По благословению папы, православным священнослужителям перешедшим в унию рекомендовалось держать это в тайне, оставаясь при этом официально в ПЦ. Где гарантии, что подобных попыток вербовки в рядах ПЦ не будет сейчас? Папское благословение есть. Во время Великой Отечественной войны Шептицкий благословил создание дивизии СС Галичина. И действительно можно сказать, что приверженность греко-католичеству, как правило, означает приверженность определенной идеологии. На Львовском Соборе 1946 года УГКЦ была ликвидирована. В результате мести со стороны униатов претерпел мученическую кончину протопресвитер Г. Костельник, которому сейчас Высокопреосвященнейшим митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом написана служба-проект и готовятся материалы для канонизации.

Еще один аспект. У Униатов католическая экклезиология и сакраментология. Т.е. по их учению, рукоположенный в священный сан никогда не может его потерять. Поэтому, по их мировоззрению вполне возможны контакты католиков и униатов с такими раскольничьими формированиями как УПЦ КП и УАПЦ. Их объединение и переход под власть папы – вполне теоретически возможно и для униатов желанно.

Но основные силы в своей деятельности униатов все равно направлены в сторону канонического православия.

11 января папа Римский Иоанн Павел II утвердил учреждение “Донецко-Харьковского экзархата”, а позже и сеть епархий по всей России. Типично миссионерский прием – где начало развития церкви идет от иерархии, сверху. Т.е. где нужна миссионерская (в данном случае прозелитическая) деятельность, территориальное продвижение вперед, на Восток. Новообразованный Донецко-Харьковский экзархат будет возглавлять новорукоположенный епископ. Он, опять-таки, имеет хорошее образование, владеет русским, украинским, польским и французским языками. Занимал пост ректора Львовской Духовной семинарии, а потом и ректора Высшего духовного института Львовской провинции, был игуменом монастыря св. Альфонса во Львове.

Реакцией Православной Церкви на образование на ее территории Католических епархий стал разрыв диалога и всех отношений с Ватиканом. Митрополит Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, сказал, что неизвестно, сколько теперь нужно приложить усилий, чтобы эти отношения возобновились.

Униаты теперь позволяют себе не только беспринципно игнорировать мнение ПЦ, но и властей. Об образовании экзархата их поставили в известность уже постфактум.

Не секрет и то, что свой центр греко-католики хотят перенести из Львова – в Киев, и даже для этого строят все нужные здания.

Во время своего визита Понтифик цитировал нашего национального поэта Т. Шевченко. Но никто не упомянул о том, что его стихи были когда-то публично сожжены на Ватиканском холме? Католицизм уже ничего не может сделать с Шевченко, может только процитировать. Тут Ватикан действовал по принципу: «Если не можешь одолеть соперника, обними его».В этом действе проглянуло истинное лицо папизма и то, за кого они нас считают.Это также показывает то, что по сути дела выражения типа «Церковь-сестра» всего лишь дипломатическая вывеска.

Итак, смотря на примеры истории, можно предположить следующее: мы должны быть готовы:

1) к серьезной богословской и исторической полемике 

2) по аналогии с прошлым основной упор в их деятельности, как более быстрый и результативный, можно предположить, – может быть даже не столько обращение отдельных мирян, а непосредственно попытки контактов с православными священниками с известной перспективой. Это уже имело место в истории.

3) Исходя из всего вышесказанного мы не должны пренебрегать нашим образованием.

И нам надо быть готовыми ко всему. И должны быть такими пастырями, которые могли бы дать достойный ответ всем притязаниям и соблазнам и смочь уберечь не только себя, но и свою паству. 



[1]Митрополит Андрей Шептицький: Життя і Діяльність. ТомI.Церква і Церковна Єдність. Документи і Матеріали 1899-1944. –Львів, 1995. –С. 46.


Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая

Hosted by uCoz