Уния в ХХ веке

ПАПА НЕ УВИДЕЛ ЧЕРНОМЫРДИНА И МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА
Визит главы Католической Церкви обнажил внутренние конфликты украинского общества
Максим Шевченко

В СУББОТУ наконец-то свершилось то, чего так напряженно ждали одни и чему не менее страстно противились другие украинцы - Римский Папа Иоанн Павел II приехал. "Приветствую тебя, Украина, мужественного и твердого свидетеля приверженности ценностям веры. Сколько ты выстрадала, чтобы в тяжелые времена отстоять свободу вероисповедания!" - такими словами Понтифик приветствовал 94-ю страну, которую он посетил в роли главы Римско-Католической Церкви.

КАК ОН ПРИЕХАЛ

Вместе с тем первые полчаса пребывания Папы на украинской земле практически не носили религиозного оттенка. Только традиционное белое облачение Первосвященника да красные кардинальские и епископские шапочки сопровождающих и встречающих его католических иерархов напоминали о том, что это визит главы не просто какого-нибудь государства, а самого Ватикана - микроскопического по площади, но неизмеримо мощного в силу политического влияния субъекта международной политики. Бравые гвардейцы почетного караула многократными ружейными залпами аранжировали гимны и восторг народа, который изображали человек сто пятьдесят, приветствовавших Папу криками "ура" и флажками обоих государств.

Первая сенсация из ожидавшихся во время папского визита состоялась непосредственно в Борисполе. Журналисты не поверили своим глазам, когда не увидели Виктора Черномырдина в длинной череде иностранных послов, которых представлял Иоанну Павлу II начальник управления госпротокола МИДа Юрий Лазута. Россию представлял советник-посланник Алексей Сазонов. В том случае, если только российского посла не сразила внезапная болезнь (от которой он выздоровел на следующий день), его отсутствие явилось фактически дипломатическим демаршем.

Все аналитики отметили в приветственной речи Папы место, которое на первый взгляд можно трактовать как извинение за причиненные православным обиды. Вот что сказал Иоанн Павел II: "Прося прощения за ошибки, совершенные в далеком и близком прошлом, мы также, со своей стороны, хотели бы, чтобы и у нас попросили бы прощения за совершенные по отношению к нам несправедливости".

Очевидно, что слова Папы скорее призыв к началу открытого диалога, нежели признание собственной неправоты. Московская Патриархия до сих пор не дала однозначной оценки так называемому Львовскому Собору 1946 года, во время которого органами сталинской безопасности была "ликвидирована" Украинская Греко-Католическая Церковь. Напомним, что из 16 ее здравствовавших (и арестованных) на тот момент епископов ни один не согласился участвовать в заседаниях Собора. Семеро были расстреляны, остальные отбыли огромные сроки в ГУЛАГе. Собор созвал священник Гавриил (Костельник), ставший епископом РПЦ. В 1948 году он был убит во Львове членами боевой группы Украинской повстанческой армии (УПА).

Страсти вокруг этого то ли "далекого", то ли "близкого" прошлого настолько горячи, что некоторые группы православных верующих Московского Патриархата даже почитают Костельника как "святого мученика". Для греко-католиков же он является пособником сталинских палачей. Примерно такая же ситуация складывается и вокруг имени одного из идеологов унии Иосафата (Кунцевича), убитого православными жителями Полоцка в 1624 году за насилия, которые он чинил им. Для православных имя Кунцевича - символ кровавых гонений на тех, кто не хотел унии с Римом. Для греко-католиков он - мужественный борец за "единство Церкви".

Но пока Папа говорил о прошлом, настоящее грубо вторгалось в религиозную и политическую жизнь украинцев.

ВЗАИМНЫЕ ОБИДЫ

Прошедший в четверг по улицам Киева "антипапский" крестный ход (который сами киевляне именовали все-таки митингом) православных Московского Патриархата многие журналисты сочли грозным предзнаменованием массовых протестов. Колонна с хоругвями и иконами двигалась от Киево-Печерской лавры к американскому посольству и резиденции ватиканского нунция. По словам членов Союза православных братств Украины, организовавших шествие, они протестовали не только против приезда Папы, но и против приезда "масона Бжезинского", имя которого ассоциируется с некими силами, развалившими "великую империю".

Оценки численности митинговавших различались - от 5 (как считали милиционеры, охраняющие лавру) до 20 тысяч человек (как полагали сами организаторы шествия). В любом случае против прилета Папы протестовало столь значительное число граждан Украины, что не услышать их голос было просто невозможно. Эта демонстрация была последним массовым протестом.

Украинская Православная Церковь обратилась с призывом к своим верующим "с 23 по 27 июня не организовывать и не принимать участия ни в каких провокационных мероприятиях протеста", мотивируя такое свое решение уважением к чувствам верующих Римско-Католической и Украинской Греко-Католической Церквей и пониманием их желания принять своего первоиерарха, а также заботой "о мире и спокойствии в нашем обществе во время визита Папы Римского".

Но на территории лавры борьба продолжалась.

"Многомилостиве Господи, сокруши враги под ноги наша", - такими словами встречали молившиеся на территории Киево-Печерской лавры верующие Московского Патриархата кружащий над Киевом самолет с Папой на борту. "Да избавитися нам от нашествия иноплеменников", - просили Бога около пятидесяти человек с хоругвями и иконами, постоянно крестясь и совершая земные поклоны.

Заместитель председателя Союза православных братств Украины Владимир Воробьев обобщил в разговоре с корреспондентом "НГ" позицию собравшихся: "Мы молимся о том, чтобы нога Папы не ступила на землю Святой Руси". Несмотря на истовость моления "папоборцев", самолет с Римским Понтификом благополучно приземлился.

Но не стоит полагать, как это пытаются сегодня представить некоторые представители Католической Церкви, что исключительно "отсталые" православные УПЦ МП являются силой, "торпедирующей" экуменический диалог.

Несмотря на общий тон миролюбивых заявлений и девиз папского визита: "Христос - дорога жизни и надежды", католическая сторона неоднократно демонстрировала в течение последнего времени, что равноправный межцерковный диалог с православными пока остается утопией. Методы прозелитизма, которые позволяют себе некоторые католические организации и которые вызывают справедливое возмущение православных, просто не такие лобовые и не выражаются в многотысячных "акциях протеста" и громогласных декларациях. Они рассчитаны в основном на не понимающих контекст многовекового православно-католического противостояния бывших советских граждан.

Ярким примером такой деятельности явился скандальный по своим возможным последствиям выпуск специально приуроченных к визиту открыток и плакатов, на которых Папа изображен (с помощью монтажа) на фоне православных святынь Киева: лавры, Софийского и Михайловского соборов. Выпустил их большим тиражом (40 тысяч экземпляров) "по поручению церковной комиссии по подготовке визита в Украину Папы Римского Иоанна Павла II" "Западно-Европейский экуменический культурно-просветительский центр" гуманитарной ассоциации "Триумф Сердца".

Надо было видеть, с каким искренним горем показывали эти "произведения фотоискусства" корреспонденту "НГ" участники молитвенного стояния в лавре. Для них, православных украинцев, помнящих о годах насильственной католизации и притеснений, это явилось бесспорным свидетельством того, что, несмотря на заверения руководства Католической Церкви, курс на "присоединение" православных по-прежнему остается одним из доминирующих.

Ответственный сотрудник греко-католического пресс-центра в ответ на просьбу корреспондента "НГ" прокомментировать сюжеты на открытках и плакатах заявил, что "Греко-Католическая Церковь не имеет к этому отношения" и что, по его мнению, если бы ее глава кардинал Любомир Гузар знал об этом заранее, то он бы решительно запретил подобную "агитацию".

Дело в том, что греко-католики являются не единственными приверженцами Римского епископа на Украине. Здесь также существует достаточно мощная Церковь католиков латинского обряда - это в основном украинцы польского происхождения. Униаты, сохранившие православный обряд, но признающие Папу главой Церкви, вот уже несколько столетий находятся как бы между двух огней: с одной стороны, это ненависть со стороны православных, считающих их изменниками, с другой - высокомерное отношение со стороны "латинян", в глубине души полагающих греко-католиков чем то вроде "недоделанных" католиков.

Именно католики латинского обряда и выпустили в свет этот явно прозелитический агитационный материал.

ПАПА В КИЕВЕ

В воскресенье вечером все с нетерпением ждали встречи Папы с членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. Ее пикантность заключалась в том, что Предстоятель самой большой религиозной организации страны, единственно признаваемой всеми мировыми Церквями Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, митрополит Киевский Владимир (Сабодан) отказался встречаться с Понтификом.

Причина старая - тяжелое положение православных Московского Патриархата в западно-украинских епархиях. Именно оно, по мнению Синода УПЦ МП, которое выразил в своем послании Папе митрополит Владимир, не позволяет восторжествовать евангельскому духу в отношениях между православными чадами УПЦ МП и католиками на Украине.

Папа ответил напоминанием о том, что создана комиссия по решению проблемных вопросов между двумя Церквями. Этот межцерковный орган должен заниматься решением конкретных конфликтных ситуаций в областях Украины, где таковые существуют.

В отсутствие единственно канонического Киевского митрополита от имени украинских православных на встречу с Папой пришли Киевский патриарх Филарет (отлученный от Церкви решением Архиерейского Собора РПЦ в 1997 году) и глава так называемой Автокефальной Православной Церкви митрополит Мефодий, находящийся в церковном общении с Константинопольским Патриархатом через канадскую украинскую диаспору. Незадолго до визита папы Филарет откровенно заявил, что встреча с Папой является для него крайне важной, так как она придаст его изолированной от мира "церкви" подобие "канонического статуса".

Возможно, Папе с высоты его возраста и сана все равно, с кем встречаться, тем более если встреча - групповая. Уже само отсутствие митрополита Владимира явилось для Понтифика серьезным ударом. Но окружение Папы, которое, собственно, и "делает" непосредственную политику Ватикана, считает по-своему и планирует развитие ситуации с учетом неизбежного будущего. А развитие это является вполне тревожным для канонической Украинской Церкви.

Сам Папа никак не прореагировал на "патриарха" Филарета, сделавшего движение ему навстречу. А вот первое после него лицо по степени влияния, госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано демонстративно подошел к Филарету (которого он прекрасно знает по экуменическим форумам советских времен, когда Филарет был не "лжепатриархом", а фактическим спикером Московской Патриархии), обнял и сердечно расцеловал в обе щеки. Это не могло быть простым движением души кардинала Содана - он буквально перехватил Филарета, вынырнув из-за спины Папы.

Подобный политический шаг может означать, что крайне влиятельная группировка кардиналов, лидером которой считается Содана, взяла курс если и не на окончательное прекращение отношений между Православной и Римско-Католической Церквями, то по крайней мере на серьезное их осложнение.

Сам Иоанн Павел II выразил свое отношение к Филарету тем, что когда тот произносил свою приветственную речь (наравне с митрополитом Мефодием, баптистом, раввином, муллой), кстати, пересыпанную нападками на Украинскую Православную Церковь, Папа недовольно покачал головой и как бы раздраженно и удивленно посмотрел на Филарета.

Для знающих Папу этот жест свидетельствовал о многом - Понтифик ясно выразил свое недовольство политизированностью выступления Киевского патриарха.

ПАПА И УКРАИНЦЫ

Кроме официальных визитов к политикам и религиозным деятелям Папа исполнил то, что от него ждали простые украинские католики, - отслужил две литургии (одну по латинскому, другую - по византийскому обряду) на специально приготовленном для этого спортивном аэродроме "Чайка". Около 100 тысяч человек ждали Иоанна Павла II. Многие плакали, увидев вблизи того, кто почитается ими как духовный отец. "Украина встречает Петра!", "Мы любим тебя, Святой отче!" - распевали хором собравшиеся. Папа объехал поле и благословил всех своих верных чад, многие из которых, скрывая пятнадцать лет назад свое католическое вероисповедание от советской власти, даже и не надеялись увидеть живьем главу Католической Церкви.

Днем в понедельник Папа вылетел во Львов, являющийся фактически главным пунктом его визита. Там ожидается беатификация 29 мучеников сталинского режима. Однако до сих пор официальные представители Ватикана не отвергают возможность "спонтанного" прославления митрополита Андрея (Шептицкого) несмотря на то, что его имени нет в официальных списках бефтифицируемых.

Киев

материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000
Опубликовано в Независимой газете от # 113 (2423) 26 июня 2001 г.

Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая

Hosted by uCoz