Уния в ХХ веке УНИАТЫ В СУМЕРКАХ
Похоже, что на Западной Украине больше нет конфликта между греко-католиками и Московским Патриархатом
Джеральдин Фейган, Александр Щипков

Об авторе: Джеральдин Фейган - собственный корреспондент Кестонской службы новостей. Александр Щипков - редактор программ о религии "Радио России".

Продолжающийся конфликт между Московским Патриархатом и Греко-католической Церковью постоянно упоминается Патриархом Алексием II как основное препятствие визиту Папы в Россию. 9 июня Патриарх заявил на канале РТР, что Папа Иоанн Павел II продолжает негласно поддерживать греко-католическую "оккупацию" региона. По его словам, во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской епархиях Украинской Православной Церкви Московского Патриархата прихожан выгоняют из храмов, а священников избивают.

Однако почти все представители Католической и Православной Церквей, а также официальные лица, с которыми авторы встречались в сентябре, едины во мнении, что данного конфликта не существует. 22 сентября во Львове епископ Юлиан Гбур, секретарь Греко-католического Синода, заметил, что "конфликт между нами и Московским Патриархатом надуманный". 26 сентября священнослужитель Римо-Католической Церкви отец Андрей Легович также охарактеризовал конфликт как "искусственный".

ПРЕПЯТСТВИЙ К ДИАЛОГУ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМИ И КАТОЛИКАМИ НЕТ

Представители УПЦ МП не считают, что конфликт имеет такие масштабы, которые бы препятствовали православно-католическому диалогу. Епископ Переяслав-Хмельницкий УПЦ МП Митрофан (Юрчик) просто заметил, что "все еще есть проблемы в некоторых местах". Львовская епархия УПЦ МП отслеживает подобные случаи и продолжает собирать документальные подтверждения, которые продемонстрировала секретарь епархии Оксана Жаборинская. На вопрос о конфликте она привела пример продолжающейся тяжбы в селе Уриж Дрогобычского района Львовской области.

Она пояснила, что когда в 1995 г. греко-католики заняли здание церкви, приходской священник отец Николай Петрущак был насильственно выдворен из своего дома, и решение суда о возвращении церкви УПЦ МП до сих пор не исполнено. При подсчете споров между греко-католическими приходами и УПЦ МП во Львовской епархии выяснилось, что Жаборинская набрала едва пять. Пять случаев составляют слишком маленькую пропорцию по отношению к сотням бывших греко-католических церквей в Львовской области, переданных Русской Православной Церкви в 1946 году. Оксана Жаборинская признала, что серьезные споры пришлись на период с 1991 по 1993 гг., и они уже исчерпаны: "Что сгорело, то сгорело", - подытожила она.

Отец Стефан Балан, секретарь Епархиального управления Тернопольской епархии, и послушник Богдан на вопрос о продолжающемся конфликте с греко-католиками ответили: "Здесь нечего сказать. Проблема была, но она осталась в прошлом".

Эта точка зрения подтверждена официальными лицами. Руководитель Львовского областного отдела по делам религий Степан Боруцький заявил, что "между греко-католиками и Московским Патриархатом конфликтов нет". Он пояснил, что были "разногласия" по вопросу собственности на приходском уровне только в двух местах по области, в то время как в 1990-х та же цифра достигала 800. На вопрос о продолжающемся конфликте между греко-католиками и Московской Патриархией председатель Госкомитета по делам религий Украины Виктор Бондаренко ответил: "То, что называлось конфликтом, сейчас не существует на практике".

Почему Московский Патриархат так упорно утверждает, что конфликт все еще существует? Большинство респондентов не могли указать причину. По мнению епископа Гбура, "для Московского Патриархата это повод не вступать в экуменический диалог с Ватиканом". 28 сентября в Киеве патриарх Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет (Денисенко) сказал нам, что Московскому Патриархату нужна "причина", чтобы не допустить визита Папы в Россию. Во Львове отец Андрей Легович так прокомментировал существующую проблему: "Если Патриарх Алексий не захочет, чтобы Папа приехал в Россию, это будет продолжаться бесконечно".

НАСТОЯЩИЙ КОНФЛИКТ: ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОТИВ ПРАВОСЛАВНЫХ

Представители УПЦ МП сейчас видят угрозу своим приходам со стороны украинского православия других юрисдикций. "Сейчас у нас конфликт с Киевским Патриархатом и УАПЦ", - заметил отец Стефан Балан в помещении епархии УПЦ МП в Тернополе 24 сентября.

Главный спор на местном уровне для отца Стефана и послушника Богдана не с греко-католиками, а с УАПЦ. Единственная действовавшая в Тернополе в советское время церковь Рождества Христова перешла от УПЦ МП под контроль УАПЦ в начале 1990-х, когда настоятель отец Валерий (Кудряков) (ныне митрополит Мефодий, УАПЦ) сменил юрисдикцию. В течение последующей шестилетней борьбы за примыкающий дом настоятеля, сказал послушник Богдан, неоднократно случались физические столкновения. Сторонники УАПЦ не давали совершать богослужение: "невозможно было молиться по причине того, что просто били окна". Когда же УАПЦ одержала верх, "сотрудники милиции с автоматами в руках не давали нашим людям пройти на всенощную".

Секретарь Львовской епархии УПЦ МП Оксана Жаборинская сказала, что десять из 60 приходов сейчас "колеблются" между УПЦ МП и другими православными юрисдикциями. Архиепископ Макарий (Малетыч), глава Львовской епархии УАПЦ подтвердил что все из 330 приходов УАПЦ во Львовской области до 1990 г. были частью Русской Православной Церкви.

Если существенное количество церквей, до 1990 г. бывших в РПЦ, перешли не в Греко-католическую Церковь, а в другие православные юрисдикции, Московский Патриархат, заявляя об "оккупации" на Западной Украине, мог выдвинуть такие же обвинения против УПЦ КП и УАПЦ, как и против греко-католиков.

Точно установить, каково истинное положение дел, почти невозможно. Тем не менее председатель Львовского областного отдела по делам религий Степан Боруцький 26 сентября предоставил нам некоторую статистику. В 1991 г. во Львовской области за РПЦ числилось 1464 церковных строения. Боруцький не смог оценить, как много из них сегодня принадлежат греко-католикам, поскольку современные официальные данные включают значительное количество церквей, построенных позднее. Проезжая по Львовской и Тернопольской областям, действительно можно отметить масштабные строительные работы. На протяжении 240-километрового пути Тернополь-Почаев-Львов вы насчитаете 25 вновь построенных храмов - одна новостройка на каждые 10 км трассы.

На вопрос, как много из тех, что были до 1990 г. частью Русской Православной Церкви, перешло греко-католикам и как много осталось за РПЦ или перешло в иные православные юрисдикции, респонденты дали заметно схожие оценки. Греко-католический епископ Юлиан Гбур, греко-католический аббат Венедикт (Алексейчук) и патриарх УПЦ КП Филарет (Денисенко), назвали соответственно 60 и 40%. Греко-католический сельский священник из Тернопольской области Игорь Федоришин, как и православный священник Стефан Балан из Тернопольской епархии УПЦ МП, полагают, что баланс составляет 50 на 50.

Принимая во внимание чрезвычайно высокий уровень строительства новых храмов, проводимых греко-католиками, следующие оценки даны Украинским центром экономических и политических исследований (УЦЭПИ). В соответствии с УЦЭПИ общее число религиозных организаций, зарегистрированных в Украинской греко-католической Церкви, УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ в Львовской области на 1 января 2000 г. составляют соответственно 1433, 58, 388 и 345. Подобные цифры и в Ивано-Франковской области - 651, 21, 285 и 125. Для Тернополя они составляют 739, 108, 192 и 280.

Почему Патриарх Алексий не делает публичных заявлений по поводу инцидентов между УПЦ МП и УАПЦ с УПЦ КП? По мнению отца Стефана Балана, открытое обсуждение проблемы может осложнить объединение различных православных юрисдикций, "но молчание - форма обмана". Епископ Юлиан Гбур не скрывал, что не заинтересован отвечать на этот вопрос. При настоятельной просьбе ответить Гбур твердо сказал: "Без комментариев".

На тот же вопрос епископ Макарий (Малетыч), Львовская епархия УАПЦ, 25 сентября ответил, что Московский Патриархат "не желает выносить сор из избы", но ничего не сообщил дополнительно. Другие респонденты дали возможные объяснения: Степан Боруцький сказал, что во Львовской области до Второй мировой войны было только пять православных церквей; Патриарх Филарет заметил, что Галиция была "на 100% греко-католической". Архиепископ Игорь Исиченко (УАПЦ) считает, что Московский Патриархат сейчас уже смирился с тем, что греко-католики для него "чужие", но это не распространяется на тех, кто перешел в одну из других православных юрисдикций.

Если бы Патриарх Алексий публично осудил действия УПЦ КП и УАПЦ на Западной Украине, он тем самым подтвердил бы их сравнительно сильные позиции в регионе и подразумеваемую способность привлечь до 40% верующих, традиционно относящихся к Греко-католической Церкви, которые для Московского Патриархата потеряны после 1990 г. 25 сентября Львовский митрополит УПЦ КП Андрей Горак, добровольно передавший греко-католикам ключи от собора Святого Юра во Львове, похвалился: "Мы сохранили православие в Галиции".

ВАТИКАН: УКРАИНСКИЕ ГРЕКО-КАТОЛИКИ - НАШИ ДРУЗЬЯ ИЛИ НАШИ ВРАГИ?

Может быть, у Ватикана свои ставки на продолжение виртуального конфликта между УГКЦ и Московским Патриархатом, коли он не ринулся на защиту греко-католиков в ответ на обвинения Патриарха Алексия в "оккупации" ими Западной Украины?

Львовский митрополит УПЦ КП Андрей Горак заметил: "Ватикан никогда не жаловался, даже в 1946 г. Может быть, потому, что это ему на руку?" В беседе 28 сентября патриарх УПЦ КП Филарет (Денисенко) объяснил: "Политика Ватикана сейчас состоит в том, чтобы оставить греко-католиков в покое. Они являются препятствием для диалога с Московским Патриархатом, и поэтому Ватикан не поддерживает униатство". Признание со стороны Ватикана преимущества УПЦ КП в Галиции "означало бы признать, что УПЦ КП является самой большой православной юрисдикцией в Западной Украине и огорчить Московский Патриархат".

22 сентября греко-католический епископ Юлиан Гбур подтвердил нежелание Ватикана вовлекать другие православные юрисдикции в спор о Западной Украине: "Рим разрешает нам общаться только с Московским Патриархатом, поскольку остальные неканоничны, хотя и ближе к нам". Это требование Ватикана подтвердил и римо-католический священник Андрей Легович из Львова.

Некоторые респонденты испытывали чувство, что Рим оставил греко-католиков. 25 сентября руководитель отдела Внешних связей Греко-католической Церкви Игорь Ожиевский в беседе с нами сослался на отсутствие прямой финансовой поддержки его церкви со стороны Ватикана. Финансовые средства, которые сделали возможным интенсивное строительство церквей во Львовской и Тернопольской областях, поступили со стороны организаций Aid to the church in Need, Renovabis и Конференции католических епископов США, но не Рима. Ватикан, как он пояснил, опасается, "что мы разрушим саму систему Католической Церкви", поскольку по существу УГКЦ представляет собой поместную Церковь, а Католическая Церковь "не признает поместных церквей".

По мнению патриарха Филарета, греко-католики уже ощущают, что "Риму они больше не нужны". 24 сентября греко-католический сельский священник Игорь Федоришин заявил, что, на его взгляд, Римо-Католическая Церковь является отдельной структурой. Он считает, что греко-католическое единство с Ватиканом является "чисто символическим, так же как и Московский Патриархат символически находится в субординации Константинополю". Из опрошенных только патриарх Филарет и митрополит Андрей (Горак) всерьез полагают, что греко-католики могли бы покинуть Католическую Церковь из-за позиции Ватикана. Однако прежде чем отправиться на встречу с президентом Леонидом Кучмой 29 сентября, вице-премьер кабинета министров Украины Николай Жулинский проинформировал нас, что греко-католики в настоящий момент "ищут пути возможной интеграции в Поместную Украинскую Православную Церковь".

Другие представители Церквей и официальные лица, с которыми мы встречались во Львове и Киеве, полагали, что Ватикан пытается сдерживать Греко-католическую Церковь продуманной политикой латинизации, что часто смешивалось с понятием полонизации. Львовский епископ Макарий (Малетыч), УАПЦ, заявил, что Рим действительно усиливает латинское влияние на греко-католиков или "взращивает их в иезуитской традиции". Игорь Ожиевский отметил, что латинизация поддерживается прозападно ориентированным Василианским орденом, который, вероятно, как следствие, заметно сильнее и богаче Студитского ордена, твердо отстаивающего внутри УГКЦ восточный обряд.

Каковы бы ни были мотивы нынешней политики в отношении УГКЦ, Ватикан вознаграждается полным молчанием со стороны РПЦ МП в отношении активной деятельности римо-католиков в Центральной Украине. По данным Украинского центра экономических и политических исследований, в Житомирской, Винницкой и Хмельницкой областях на 1 января 2000 г. зарегистрировано 324 прихода Римо-Католической Церкви (при 29 греко-католических соответственно). 28 сентября в Киеве Виктор Бондаренко, председатель Госкомитета Украины по делам религий заявил нам, что темпы роста Римо-Католической Церкви самые высокие среди традиционных Церквей Украины.

Неожиданным прозвучало утверждение патриарха Филарета, что Римо-Католическая Церковь служит только "для своих людей" в этих областях. Он не жаловался на их деятельность, поскольку она "осуществляется только среди поляков". Если во Львове в римо-католических приходах богослужения чаще проводятся на польском языке, то, по словам ксендза Андрея Леговича, в таком западном городе, как Тернополь, в основном служат по-украински. В Тернополе возводится громадный римо-католический костел. В беседе 29 сентября в Киеве, архиепископ Митрофан (Юрчик) УПЦ МП сказал, что Римо-Католическая Церковь очень активна и посылает значительное число миссионеров из Польши. Он согласился, что на сегодняшний день большинство поляков на Украине полностью русифицировались (или украинизировались). На вопрос, почему УПЦ МП не жалуется на деятельность римо-католиков в центральных регионах страны, он сказал: "У нас нет проблем с римо-католиками".

23 сентября аббат Свято-Успенского греко-католического монастыря Студитского устава во Львове Венедикт (Алексейчук), сказал, что его Церковь находится "под давлениеим с двух сторон" - православных и католиков. Тем не менее, по его мнению, греко-католики играют важную роль в активизации католическо-православного диалога, что, безусловно, необходимо для воссоединения раздробленной Христианской Церкви.

ПОЛЬСКИЕ РИМО-КАТОЛИКИ ПРОТИВ УКРАИНСКИХ ГРЕКО-КАТОЛИКОВ

"Есть серьезные противоречия между греко-католической и римо-католической церквями на Украине", - заявил нам в Киеве 28 сентября председатель Госкомитета по делам религий Виктор Бондаренко.

22 сентября секретарь Львовской епархии УПЦ МП Оксана Жаборинская рассказала о письменной жалобе в Киев 19 июля 1995 года архиепископа Львовского Августина (Маркевича) нунцию Антонио Франко о поведении греко-католиков в селе Уриж. Архиепископ Августин написал, что, когда он пытался расследовать конфликт в селе, прихожане греко-католики оттолкнули его, сорвали саккос и нецензурно выражались. В своем ответном письме от 7 августа 1995 г. Франко извинился перед архиепископом за совершенные греко-католиками против него насильственные действия и посетовал, что подобные инциденты также имеют место между греко-католическими и римо-католическими приходами на Западной Украине.

Не называя конкретных регионов, Виктор Бондаренко с сожалением отметил, что его комитет не имеет контролирующих функций и не может прямо влиять на действия местных отделов по делам религий, "что совершенно неправильно, поскольку можно увидеть формирование блоковой системы, объединяющей местные власти с доминирующей в регионе церковью". Похоже, что у римо-католиков есть сложности с властями в Галиции, где доминируют греко-католики. 23 сентября престарелый прихожанин римо-католического собора в центре Львова сказал нам с заметным возмущением, что все 36, кроме двух, церквей, принадлежавших до войны римо-католикам, "были переданы греко-католикам, автокефалистам, адвентистам. Власти не возвращают их нам, хотя мы этого хотим". Греко-католическая Церковь располагает более чем 40 церквями в городе.

Как заявила Жаборинская, большая неоготическая церковь во имя Св. Ольги и Елизаветы возле железнодорожного вокзала Львова, ранее принадлежавшая римо-католикам, была передана греко-католикам, в то время как римо-католическая церковь на улице Короленко была передана адвентистам седьмого дня. Ксендз Андрей Легович подтвердил, что римо-католической общине было дано разрешение совершать мессу в церкви во имя Св. Ольги и Елизаветы в середине 1990-х, но это решение впоследствии было пересмотрено местными властями, которые передали храм греко-католикам. Отец Андрей добавил, что римо-католики не смогли вернуть здание семинарии во Львове (ныне греко-католическая церковь) и что сейчас римо-католическая семинария находится в 35 км от города. Он сказал, что в другом месте Львовской области, в селе Ряшне римо-католическая община не может получить разрешение на здание в течение пяти лет. В селе Комарне греко-католикам передали все три сохранившиеся церкви, а римо-католики должны отправлять богослужение на кладбище. По его мнению, Львовские власти "стараются контролировать число римо-католических церквей".

На вопрос о судьбе церкви Св. Ольги и Елизаветы Степан Боруцький, руководитель Львовского комитета по делам религий, заявил 26 сентября, что не знает об изменении решения. Случай с адвентистами он объяснил тем, что римо-католическая церковь "была передана" им, поскольку римо-католики не претендовали на нее. "Во Львове, - заявил он, - у нас нет римо-католиков". 23 сентября аббат Свято-Успенского греко-католического монастыря студитского устава Венедикт (Алексейчук) сказал, что двух церквей в центре Львова вполне достаточно для римо-католиков города, поскольку "здесь нет больше поляков".

Прохладно относятся к римо-католикам и в Церковном кредитном союзе "Анисия", коммерческой организации, занимающейся помощью верующим. 25 сентября управляющий Владимир Сидоровский объяснил, что Кредитный союз "сотрудничает со всеми традиционными конфессиями в регионе, но не римо-католиками, а только церквями восточного обряда".

По существу, большое количество бывших римо-католических церквей в городе свидетельствует о традиции, сложившийся за столетия польского правления, и прерванной, когда советские войска оккупировали область во время Второй мировой войны. В ходе операции "Висла" поляков депортировали на Запад, а украинцев, проживавших на территории Польши, - в Галицию. Даже спустя 60 лет страх полонизации дает питательную среду для враждебности в отношении римского католичества, который многие на Украине ассоциируют с Польшей.

Отец Андрей Легович говорит, что римо- и греко-католики до Второй мировой войны посещали и другие церкви, но сейчас греко-католические священники запрещают своим прихожанам посещать римо-католические церкви: "греко-католиков видят как украинскую церковь, а римо-католиков - как польскую". Такое четкое разделение по национальному признаку видно из слов женщины, которая, выходя из римо-католического собора во Львове 21 сентября, сказала нам, что очень сильно любит эту церковь и ходит в нее, несмотря на то что она украинка.

К концу греко-католического богослужения 24 сентября в селе Бенева Тернопольской области хор и община со слезами пели народный украинский гимн: "Господи, услыши наши молитвы, удали напасти от нашей страны, сила народа в единении, Господи, дай нам единство". Сельский священник, отец Игорь Федоришин позднее сказал, что верит в то, что латинизация греко-католиков, скорее, цель Польши, чем Ватикана, "поскольку для Польши, таким образом, было бы намного легче забрать эти земли". В XVI веке патриарх Константинопольский посетил Украину и сурово осудил тех, кто исказил христианство привнесением национальных народных традиций, сказал отец Игорь и добавил: "Но это так сильно в нас, что ни Рим, ни Москва не смогут разрушить этого".

материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000
Опубликовано в Независимой газете от 15.11.2000
Оригинал: http://religion.ng.ru/facts/2000-11-15/1_uniat.html

Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая

Hosted by uCoz