Уния в ХХ веке
ВИЗИТ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Полемические заметки


Василий АНИСИМОВ

Визит главы римо-католической церкви папы римского Павла Иоанна II в Украину становиться все более проблематичным. И дело не столько в преклонном возрасте и здоровье римского архиепископа, сколько во внутриполитической обстановке в стране и в отношении к визиту православных Украины. Хотя подготовка к нему вроде бы как идет полным ходом, уверенности в его осуществлении нет ни у приверженцев, ни у противников. Вместе с тем, полемика, развернувшаяся вокруг визита, вскрыла как застарелые, загнанные под кожу, так и вновь открывшиеся проблемы церковно-государственных и межконфессиональных отношений в Украине.

Ни ко времени, и ни к месту
Особенность политической ситуации в стране заключается в том, что последствия визита никто не просчитывает. Приглашающей стороне просто не досуг, она занята другим. Общественно-политический кризис, связанный с "кассетным скандалом" и исчезнувшим журналистом Георгием Гонгадзе, к июню месяцу вряд ли "рассосется", начавшаяся предвыборная кампания будет поддерживать высокий градус "общественного кипения", оппозиция расценит приезд первосвященника как скрытую поддержку "антинародного, преступного режима". Или, напротив, приурочит к визиту выброс новой порции компромата из записей майора Мельниченко, скажем, на церковную (Александр Мороз во время своего визита в США сообщил, что имеются записи о противозаконном вмешательстве Президента в дела Церкви) или международную "тематику". В этой ситуации визит, рассматриваемый Президентом и правительством как акция возвышения международного имиджа Украины и ее властей, получит обратный эффект. Такое уже было 15 декабря прошлого года после "всемирного" шоу под названием "закрытие Чернобыльской АЭС". Надежды на то, что мировое сообщество решится на безусловное выполнение своих "чернобыльских" обязательств не оправдались. Зато весть об обезглавленном трупе журналиста и причастности к этому злодеянию высших должностных лиц державы разлетелась по всему свету.
Так как при приглашении папы римского было не только проигнорировано мнение Украинской Православной Церкви, но и сама подготовка к визиту носит унизительный для Православия характер, то "протестным электоратом" поневоле становятся миллионы православных верующих страны. Предстоятель УПЦ Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир от имени Архиерейского собора обратился к римскому папе с письмом, в котором изложена просьба отложить визит. Вряд ли апостольская столица сможет проигнорировать мнение Предстоятеля и сорока епископов Церкви-сестры. В противном случае это отбросит отношения между Церквами к временам униато-православных войн, коими переполнена история Украины. Православные уже заволновались: три епископа выступили с протестными обращениями. За ними стоит около тысячи православных общин, начат сбор подписей по епархиям. К ним, несомненно, присоединятся 32 другие епархии, а это еще 8 тысяч приходов. Подписями, конечно, дело не ограничится, начнутся протестные акции вплоть до гражданского неповиновения.
Поэтому в стране кроме акций "Украины без Кучмы", "Украины без Кучмы и Ющенко" появляется третий "фронт" протеста "Украина без Кучмы, Ющенко и папы", к которому власть просто не готова. Можно, конечно, надеется на обычное "зажмем и не вякнут", однако ныне Украина "под лупу" рассматривается мировым сообществом на предмет соблюдения прав человека, и произвол над православными, как это было в недавние годы, уже "не пройдет". Вероятнее всего, религиозное ведомство (Госкомрелигии) начнет сколачивать какой-нибудь "духовно-общественный" комитет в поддержку визита из униатов, раскольников-филаретовцев и тех "диванных" конфессий, которые, по традиции, всегда легко прижать к ногтю и которые безропотно подписывают любые воззвания, сочиненные чиновниками. Однако излишняя ретивость может обернуться бедою для самой верхушки раскольников: таким образом они в глазах собственной паствы сами изобличать свою антиправославную сущность.
Не стоит власти рассчитывать и на помощь митрополита Владимира. Девять лет Блаженнейший митрополит, несмотря на подлости, обманы и святотатства, творимые сановниками, не допускал во имя "гражданского и межконфессионального мира в молодом независимом государстве" проведения антиправительственных и антипрезидентских акций православных. Всякая власть от Бога, однако, когда речь идет об ущемлении веры, тем более - о зримой, воплощаемой в папском визите, "экспансии католицизма", против которой восставали, и подвижники Православия, и многовековая святоотеческая литература, и запорожские казаки, и Тарас Шевченко, и даже Михаил Грушевский - вряд ли Предстоятель Церкви сможет удержать верующих от массовых протестов. Скорее сам будет обвинен в "пособничестве унии" и "рассадничестве католицизма".
Разумеется, накануне парламентских выборов найдется немало политических партий, которые возжелают стать выразителями чаяний угнетенного, ограбленного и обманутого православного народа, тело и душу которого губят супостаты: обрекли на нищету, а теперь еще и веру отцов дожимают - папу везут! Прямо по Кобзарю! Такой вот подарок левой оппозиции от "антинародного режима".
Поэтому в любом случае политические результаты визита для власти мало приятны. Для страны - тоже. Возникает еще один очаг общественного напряжения, недооценивать который неразумно. Если в нынешний политический скандал вовлечена лишь небольшая часть общественно активного населения столицы, Львова (разношерстный партактив, студенты), то православно-униатский конфликт имеет глубинные, исторические корни и способен вовлечь в противостояние, действительно, народные массы. Развитие событий может пойти по любому сценарию, вплоть до югославского. Впрочем, поговаривают, что речь идет не о настойчивости папы в нынешних условиях посетить Украину, а, скорее, о стремление местных лоббистов во главе с вице-премьером Н. Жулинским привезти его в любом состоянии и при любых обстоятельствах. Он уже пытался в первое свое вице-премьерство провести кардинала Любачивского в столичный православный храм, что закончилось скандалом и дракой со старухами. Ныне Н. Жулинский уже начал разыгрывать "визитную" карту - шантажировать львовских студентов, участников акции "Украина без Кучмы": если не прекратите антипрезидентские выступления, визит не состоится. Разумеется, "другим концом" можно шантажировать Президента: визит в обмен на студенческую лояльность. Визит планировался в иное время и в иных обстоятельствах. Ныне добавлять в социально-политический конфликт еще и религиозную составляющую рискованно.
В настоящее время за визит папы в Украину выступают правительство Ющенко, униаты и римо-католики, отлученный от Православной церкви Михаил Денисенко (бывший митрополит Филарет, ныне руководитель УПЦ-КП), часть УАПЦ (архиепископ Игорь). Против - Украинская Православная Церковь, объединяющая подавляющую часть православных Украины, часть УАПЦ.
Политические партии еще не определились, но в ближайшее время они выработают свои позиции. Очевидно, что левые, лево-центристские, часть правых партий поддержат позицию УПЦ о переносе визита, "за" визит будут выступать партии, чей электорат сосредоточен в Западной Украине (все РУХи, отчасти СДПУ О, ПРП). Однако, последнее чревато получением клейма "проуниатских", с которым в грядущей предвыборной кампании не только в центральной, восточной и южной Украине, но и на Волыни делать нечего.

Ну, кому какое дело?
Не успели в Апостольской столице еще толком определиться со сроками визита, а Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир отправить письмо римскому папе, как тут же была организована "ответная реакция". Марчуковская газета "День" немедленно обнародовала дежурную версию о "руке Москвы", которая стремиться сорвать папский визит в Украину. Московский патриарх, мол, приказал сочинить такое письмо, а украинские епископы выполнили. Так как у нас бывший шеф пятого управления КГБ по совместительству является неформальным лидером национально-освободительной интеллигенции, коей ныне дан приказ "идти на Запад", то местные "юстасы" восприняли публикацию как шифрограмму с заданием. Газеты запестрели гневными филиппиками против "московитян" и их пособников в Украине - УПЦ. При этом сам текст письма никто, разумеется, не читал и не анализировал (задания "Центра" по-прежнему не обсуждаются и не подвергаются сомнениям). Не преминул свои "пять копеек" вставить и вице-премьер Николай Жулинский, назвав письмо "некорректным". Ему-то, спрашивается, какое дело до переписки Предстоятелей Церквей, раз у нас Церковь отделена от государства? Удивительно, но подыгрывать атеистическим политгруппировкам начали и некоторые уважаемые руководители римо-католической церкви в Украине. Епископ Станислав Широкорадюк в телеинтервью заявил, что вообще не разумеет, какое отношение к визиту и к Украине имеет Московский патриарх. А какое отношение к Украине имеет римский папа он понимает? Эта игра в "непонимайки" представляется более опасной, чем откровенная ненависть и пещерное невежество вчерашних воинствующих атеистов. Они, действительно, не знают, что такое межхристианский диалог, какие взаимные соглашения и обязательства связывают две великие христианские традиции - Восточную и Западную, почему последние сорок лет именуются эпохой Второго Ватиканского собора, и какая, наконец, ныне нависла угроза над трудами целых поколений великих богословов Востока и Запада по восстановлению (после тысячелетия ненависти и взаимных проклятий) братских истинно христианских отношений между Православием и Католицизмом.
К событию, которое произошло сорок лет назад (четыре сессии XXI Вселенского собора католической церкви в Ватикане прошли в 1962-1965гг.), Восточные и Западная Церкви шли шло долго и мучительно, через взлеты и разочарования. Можно вспомнить хотя бы трагические поиски и метания Владимира Сергеевича Соловьева. И только в XX веке, после двух мировых войн, порожденных христианской Европой, стал очевиден кризис, разделенной конфессионально, христианской цивилизации: она не только не смогла противостоять установлению тоталитарных режимов (и в католической Италии, и в православной России, и в протестантской Германии), но сами христианские народы истребляли друг друга (а в гражданских войнах и самих себя) не хуже язычников. Церковь Христова не смогла ответить на вызов мира сего. После окончания Второй мировой войны начались энергичные поиски путей сближения Восточного и Западного христианства, которые и привели к решениям Ватинского собора. Впервые за пятьсот лет на нем присутствовали в качестве наблюдателей представители Московского патриарха, впервые за тысячелетие произошла встреча римского папы Павла VI и константинопольского патриарха Афинагора (приведшая к отмене взаимных анафем между этими церквями). Апостольская столица признала Православные Церкви "сестрами", которые связывает с Римом "диалог любви", в обиход вошла знаменита экуменическая формула, выведенная еще последователем Владимира Соловьева Вячеславом Ивановым о православном Востоке и католическом Западе, как "двух легких" вселенского христианства.
Выдающуюся роль в сближении Церквей сыграл знаменитый богослов митрополит Ленинградский Никодим (Ротов), который, кстати, и умер в Ватикане в 1978 году во время беседы с папой римским. Однако целое поколение выдающихся деятелей Православия являются учениками митрополита Никодима (к ним относится и Святейший Патриарх Московский Алексий II, и Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, а нынешний митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) сам был участником Ватиканского собора).
Разумеется, некоторые Восточные Церкви, как и консервативная часть Русской Православной (да и римо-католической) враждебно отнеслись к собору. Однако диалог развивался динамично. РКЦ и РПЦ, как Церкви-сестры, признали спасительными таинства и законными прещения друг друга, осудили прозелитизм (обращение православных в католиков и наоборот) и т.д. После прекращения атеистических притеснений Церкви в перестроечном Союзе ССР, Римо-католическая Церковь стало активно помогать возрождению Православной Церкви.
В духе Второго Ватиканского собора, в "диалоге любви" предстояло разрешить и проблему возрождения Греко-католической (униатской) церкви в Западной Украине. Русская Православная Церковь, несмотря на протесты отдельных украинских епископов, не могла не реагировать на трагедию верующих церкви-сестры, которые вынуждены находиться в подполье. В это трудно поверить, но впервые в истории христианства Православная Церковь решилась и участвовала в возрождении униатства, причем еще в едином, "догекачепешном" государстве. Реальное осуществление братского "диалога любви" выразилось в создании четырехсторонней комиссии. В нее вошли представители Рима, Москвы, Киева и УГКЦ. Самой болезненной проблемой была -храмовая. Конечно, и переход общин в унию 400 лет назад и их возвращение 40 лет назад в православие не был "вполне" добровольным. Кроме того, одни строили храмы, другие их десятилетия ремонтировали (государство не выделяло не копейки), защищали от закрытия, и далеко не все собирались по команде возвращаться в унию (об этом свидетельствует и "храмовая война", охватившая в последующем тысячи населенных пунктов Западной Украины). Более того - и те, и другие составляли единую общину. Комиссия выработала соглашения, согласно которым общины добровольно выбирали себе юрисдикцию. Важнейший пункт соглашения гласил: если большая часть общины выбирает какую-то из церквей, за ней остается храм. Однако меньшинство тоже не должно оказаться на улице: ему выделялось место под строительство храма, а владельцы храма должны помочь в возведении новостройки. Это соответствовало и духу, и букве Второго Ватиканского собора. Гарантами выполнения такого братского "разделения" выступили Московский патриарх, Киевский митрополит - с одной стороны, Апостольский престол и Львов (УГКЦ представлял епископ Стернюк) - с другой. Надежды на мирное разрешение проблемы прибавлял и тот факт, что едва ли не 90% униатских священников были те же перешедшие из православия бывшие воспитанники духовных школ Московского патриархата. Соглашение было выполнено лишь … в семи случаях.
То, что в реальности началось в Галиции, вызвало шок, в котором до сих пор пребывает Православная Церковь. Униаты неожиданно заявили о выходе из комиссии, и, заручившись поддержкой властей, буквально разгромили три православные епархии, захватили епархиальные управления и более тысячи храмов. Причем, повсеместно захваты сопровождались насилием. В Старом Самборе при штурме ОМОНом и униатами собора были избиты и православные священники, члены Четырехсторонней комиссии: в синяках, с переломанными носами они прибыли в Киев и предстали перед обескураженными журналистами. Тысячи обращений с просьбой о помощи и защите полетели к гарантам Соглашения - Московскому патриарху и Киевскому митрополиту, которые выступили с призывами прекратить произвол. В ответ была организована беспрецендентная кампания шельмования Православной Церкви. Она была названа имперской, гебистской, антиукраинской и т.д. О "диалоге любви" уже никто не вспоминал, а преследование православных стало региональной забавой. Антиправославная истерия довела галичан до абсурда. Одна экзальтированная женщина-униатка, узнав, что Тарас Шевченко был православным, в сердцах публично плюнула бюст-памятник Кобзарю. Насилие привело и к обратной реакции: нардеп-униат Михаил Косив жаловался, что в одном районе Львовской области население избрало головою райрады человека только за то, что он пообещал выгнать из района всех униатов. Вскоре обнаружился и удивительный разрыв между словом и делом. В 1996 году в украинской прессе появилось два примичательных документа. Один - Апостольское послания папы римского по поводу 400-летия Брестской унии, второй - отчет правительственной комиссии за подписью вице-премьеров Ивана Кураса и Василия Дурдынца о православно-униатском противостоянии во Львовской области. В своем послании папа говорил о совместном мученическом пути униатской и православной церквей, а также подчеркивал, что между ними наблюдается "взрастание диалога любви". Правительственный отчет приводил статистику этого "диалога" за предъюбилейный год: более 2000 раз в населенных пунктах Львовщины отмечалось жесткое противостояние между униатaми и православными; во львовский областной отдел по делам религий поступило более 800 обращений по имущественным вопросам; 24 православные общины незаконно сняты с регистрации (попросту говоря, запрещены); для силового освобождения храмов от православных милиция привлекалась 58 раз, 2000 работников МВД принимали участие в антиправославных битвах, ими затрачено 14 тысяч человеко-дней, что "обеспечило бы Львову перекрытие 40 патрульно-постовых маршрутов в течение трех месяцев". Кроме того, были приведены случаи привлечения к этим акциям подразделений "Беркута", а также применения к православным христианам (в присутствии их детей) спецсредств, включая газ "черемуху".
Заметим, что это был уже не "пиковый" в противостоянии год, и основные схватки шли уже не между униатами и УПЦ, а между униатами и общинами УАПЦ, бывшими союзниками в борьбе с "имперской церковью".
Ныне чиновники Госкомрелигии не без гордости говорят, что количество горячих точек противостояния в Прикарпатье уменьшилось до четырехсот. Во Львовской области создано уже более полутора тысяч униатских общин, общин УПЦ осталось менее 60-ти. Во Львове, как и во времена Австро-венгерской империи, им в качестве резервации оставили одну церквушку, так называемую "русскую церковь", или храм Михаила Грушевского (историк в свое время был членом попечительского совета этого единственного во Львове православного прихода). Десять лет власти категорически отказывают в выделении участков под строительство православного собора и епархиального управления. Остальные общины находятся в обидах и притеснениях, некоторые молятся в неприспособленных помещениях и на кладбищах. Так что дорога для "визита любви" папы во Львов распахнута настежь.
Таким образом, в Галиции был возрожден не католицизм конца 20 века, а средневековое воинствующее католическое мировосприятие времен крестовых походов, нетерпимости и непримиримости. Сначала, и любой ценой привести украинский народ к папе, а потом уже - к Богу, любви, братству и милосердию. Недаром даже римо-католический епископ Станислав (об униатах уже и говорить нечего) напрочь запамятовал, что Церкви-сестры имеют какие-то отношения друг другу, что соглашения между ними освящены отнюдь не пьяным гоголевским дьячком. Более того - если для Православной Церкви "диалог любви", сотрудничество и братские отношения предначертаны некоторыми постановлениями Священного Синода, межцерковными соглашениями и богословскими комиссиями, то для Римо-католической - Ватиканским Собором, имеющего для католиков статус Вселенского, который, надо полагать, проходил под водительством Святого Духа, и действие которого распространяется на все времена, пространства и всех верных чад Апостольской столицы, в том числе и в Украине.
Поэтому, если в нынешней ситуации визит в Украину римского папы состоится, то это будет означать, что, во-первых, никакой эпохи Второго Ватиканского собора не было, а был жестокий обман, в который коварный Рим втянул Православную Церковь и сорок лет морочил голову "диалогами любви" и прочая, прикрывая многовековую мечту "броска католицизма на Восток"; во-вторых, что в Украине все можно решать путем насилия и произвола, в третьих, это вызов Православной Церкви, возврат к отношениям времен казацких войн и т.д. Письмо Предстоятеля УПЦ папе римскому свидетельствует, что Православная Церковь стремиться избежать такого развития событий, дорожит межхристианским диалогом, значение которого для судеб христианства в нынешнем секуляризованном мире трудно переоценить. Достойной представляется и позиция Московского патриарха, который не снимает с себя ответственности за трагические для Православия события в Западной Украине. В 1997 году он отменил уже подготовленную и объявленную "судьбоносной" встречу с папой потому, что из согласованных к подписанию документов римской стороной были изъяты два пункта: осуждение прозелитизма и признание унии как не оправдавшего способа воссоединения христианских церквей.
С другой стороны, ближайшие события вокруг визита продемонстрируют, какой "вектор" в отношении к Украине победит в самой римо-католической Церкви: "польский" (исторический) или все-таки церковный, кафолической (вселенский).

В стране непуганых атеистов
Если бы власть в Украине относилась к Церкви, ее учению и миссии хотя бы с минимальным уважением и пониманием, а не смотрела бы на нее сквозь призму атеистических категорий, то нынешней ситуации просто не могло возникнуть. Но, как говорил бывший главный атеист республики: “Маемо те, що маемо”. Впервые идея приглашения папы римского в Украину была обоснована командой Президента в 1999 году в предвыборной агитке “вопросы и ответы”, которая была опубликована в районных газетах. Аргументация сводилась к следующему. Во-первых, его приглашают не как главу римского патриархата, а как руководителя государства Ватикан; во-вторых, папа посетил множество стран (почему бы ему не посетить Украину?); в третьих, у нас, оказывается, уже шесть миллионов верующих являются римо- и греко-ктоликами, которые имеют право увидеть своего пастыря; в четвертых, приезд понтифика примирит православных и католиков; но главное - визиты римского первосвященника всегда “находится в фокусе внимания мировых СМИ”, и таким образом мир узнает о существовании Украины.
Аргумент о том, что папу приглашают не как главу великой Церкви, а в качестве руководителя крохотного (0,44 га), созданного Муссолини, государства на Ватиканском холме, разумеется, не выдерживают никакой критики. Может, какой торговый оборот или экономическое сотрудничество у нас с Ватиканом существует (помимо “инвестиций” в обустройство католицизма и поддержку проуниатских общественно-политических структур - да и то это дело скорее внутрицерковное, чем межгосударственное)? С большим нетерпением власть должна добиваться визитов в Украину руководителей куда более крупных государств и регионов, типа, Антигуа и Барбуда, острова Науру и т.д., где сосредоточен вывезенный олигархами, основной финансовый потенциал страны. Но она почему-то этого не делает.
Конечно, папа посетил многие страны, но они не были странами православными. К своим ближним заморским соседям, в натовскую Греции или возрождающуюся Югославию, путь папы будет чрезвычайно тернист. Визит в Грузию завершился скандалом. Посещение православной Румынии было осуществлено по приглашению не только президента, но и Православной Церкви страны. В этом случае, и Римом, и властью, в полной мере было продемонстрировано уважение к Православию, исконной вере народа.
В Украине, увы, власть ведет себя так, будто не слухом, ни духом не ведает о существовании крупнейшей Церкви мирового Православия с тысячелетней историей подвижничества и мученичества. Будто ей дана в управление некая миссионерская территория, населенная зулусами, которые еще не определились с вероисповеданием. Недаром Жулинский постоянно бубнит о князе Владимире, словно мы стоим на пороге “выбора веры”, и светская власть является заодно и властью духовной. И ведет себя соответственно: через Госкомрелигии заставляет проводить глуповатые церемонии (типа “благословения на президентство” всеми конфессиями в Софии Киевской) или совместные, “всем конфессиональным кагалом” панихиды, как это было при закрытии ЧАЭС, и т.д. Почему-то власть пребывает в уверенности, что, демонстрируя тотальное неуважение к вере своего народа, она повышает свой международный престиж. Игнорируя, как международные, так и национальные правовые акты церковно-государственных отношений, она беспардонно вмешивается во внутренние дела церкви, стремиться диктовать свою волю, выступать от ее имени, поскольку, видите ли, лучше знает какой должна быть Церковь в Украине и чем ей надо заниматься. Она уже весь мир убедила в том, что Украина - это страна непуганых атеистов, где любые вопросы духовной жизни решает не Церковь, а заангажированное или коррумпированное чиновничество. Зачем, действительно, римской курии вступать в диалог со своей “сестрой” - Киевской митрополичьей канцелярией, когда существует визирь правительства по духовным проблемам Н. Жулинский? Он и в Стамбул, как на работу, и молитвы на собраниях читает, разве что с минарета по утрам не поет. И везде бесцеремонность, невежество и напор. Даже Леонид Кравчук, который сам отличается “равноапостольными” устремлениями, обвинил правительство в склонности к “мессианству”. Словом, позиция власти и ее роль в организации визита понятны. Менее понятна позиция римо-колической церкви. Папа не понаслышке знает, каково в атеистической державе быть Предстоятелем христианской церкви - сам в коммунистической Польше несколько десятилетий возглавлял католические епархии. До последнего времени католики в Украине нам растолковывали, что визит папы в Украину может состояться только по приглашению Московского патриарха, затем - только по приглашению Блаженнейшего митрополита, поскольку так заведено в отношениях между христианскими каноническими церквями. Ныне оказалось, что достаточно приглашения светской власти - и папа уже на пороге. Может, Римо-католическая церковь перестала быть христианской? Или, напротив, Православная Церковь в Украине куда-то исчезла, и страна действительно заселена язычниками-зулусами, коих надо просветить светом Рима? Или жажда “восстановить историческую справедливость” и вернуть православие в унию, как это было во времена Речи Посполитой столь велико, что можно пренебречь устоявшимися цивилизованными правилами и отношениями?
Некоторые правительственные чиновники пытаются оправдать столь странную позицию римо-католической церкви “раздробленностью” Православия: мол, у нас их три ветви, и папа, видимо, не знает с какой из них выходить на контакт. На самом деле эти легендарные “три ветви” православия существуют только в мозгах атеистических политиков и чиновников, которые “эти ветви” вычленяли, и только в Украине. Для всего христианского мира (в том числе и для католиков) в Украине существует лишь одна каноническая, богоспасаемая Православная Церковь и безблагодатный раскол, в какие бы одежды он не выряжался и как бы себя не именовал. Более того, в католицизме отношение к раскольникам и отлученным от церкви гораздо суровее нашего. Член суда римо-католической церкви на примере филаретовского раскола объяснял украинским журналистам, что не только раскольники, но и все контактирующие с ними подвергают себя страшной опасности: только за это им едва ли уже не заказана прямая дорога в ад.
Папа римский прекрасно осведомлен “кто есть кто” в Украине. Он направил поздравления “митрополиту Киевскому и всея Украины”, знает и каноническую территорию Предстоятеля Церкви. Кроме того, в Украине ныне много католических епископов и даже два кардинала (униатский и римо-католический), оба они хоть и иностранцы (американец и поляк), но давно живут в Украине и не раз встречались с Блаженнейшим Владимиром. Так что организация папского визита в Украину и со стороны власти, и со стороны Рима пока выглядит как вызов Православной Церкви, желание “поставить ее на место”, скажем прямо - незавидное.
Ссылка на шесть миллионов верных римского патриархата более убедительна, хотя численность, как водится, преувеличена многократно (у нас вообще если суммировать число верующих, которых заявляют каждая из 80-ти зарегистрированных Госкомрелигии конфессий, то получится, что население страны давно перевалило за полмиллиарда). Но даже, если бы их было всего сто человек, они все равно имеют право увидеть своего пастыря. И ничего странного не было в том, если бы римо- и греко-католики Украины сами взялись бы за организацию и подготовку визита папы в Украину: добились бы официального приглашения со стороны Православной Церкви, привлекли бы ее к организации и участию в программе визита, как это было в той же Румынии, где Православная Церковь вместе с католиками по-братски, к радости всех принимала понтифика. Ведь нельзя же в течении десяти лет забрасывать православную церковь камнями, вышвырнуть православных на улицу (где пребывают до сих пор), а затем удивляться, что они без должной любви и энтузиазма относятся к визиту первосвященника. Впрочем, были явлены и некоторые акты милосердия, по крайней мере, недавно, в канун визита, было объявлено об одном: ивано-франковский униатский епископ уже не мог больше спокойно смотреть на мытарства изгнанных из храмов православных, и за свои средства купил помещение для епархиального управления УПЦ. Однако, в общем и целом, после всех трагических событий римскому патриархату как-то не с руки вести с сестрой - Православной Церковью диалог о визите в Украину своего Предстоятеля. Да и зачем? Дело это хлопотное и кропотливое: надо пробудить в себе христианские заповеди, признать свои ошибки и неправду, по кирпичику восстанавливать доверие и братские отношения. Проще - свиснуть правительству, и оно избавит от этих тяжких проблем. Вызовет папу ни как духовное лицо, предводителя миллиардной армии католиков, а как главного чиновника маленького государства, или специалиста по местному самоуправлению, коммунальному хозяйству, реставрации. В иной стране для папы это может быть и унизительным, но как для Украины - сойдет. Правительству все равно, какие межконфессиональные проблемы обострит визит - ему главное оказаться в “фокусе внимания мировых СМИ” и ради этого оно лоб расшибет.
Любопытно, что ныне униато-раскольничье (Жулинский, нардепы-униаты, филаретовцы и т.д.) лобби буквально преобразилось: все заговорили о том, что Украина - это европейская цивилизация, образец межнофессионального согласия и веротерпимости. И папу, естественно, должно принимать в исконно национальных традициях - радушно и сердечно. Помнится те же люди так “сердечно и радушно” принимали в 1990 году в Киеве Московского патриарха, что этот прием вошел в историю Украины под названием “первое софиевское побоище”. В то время, едва ли не все православные Украины входили в РПЦ, на встречу со своим предстоятелем пришли общины и монастыри киевской епархии. Униатских общин в столицы вообще еще не было, но подтянулись нардепы-униаты (Скорик, братья Горыни и т.д.), привели толпу молодчиков прямо со съезда РУХа и началось: ложились под колеса машины патриарха, пытались сорвать богослужение, побили монахинь Покровского монастыря. Под лозунгом “Геть з Украіни московського попа!” разъяренная толпа преследовала патриарха по Киеву. Может, кто забыл, так сохранились видеозаписи - можно память освежить.
На протяжении всех последующих лет я не припомню ни одной международной акции Украинской Православной Церкви, которую не пытались бы ошельмовать и сорвать униаты и их верные союзники - филаретовцы. Так было во время встречи патриархов в Одессе, во время проведения православных форумов в Запорожье и Тернополе, даже при недавнем, отнюдь не международном, освящении Успенского собора лавры. Стоит Церкви что-то предпринять, враг всегда на страже: немедленно проводится клеветническая кампания в прессе, к месту событий подтягиваются пикетировщики, казачки, унсовцы.
Характерным является случай с крестным ходом православных тверичей. Накануне великого юбилея - 2000-летия Рождества Христова православные тверичи (человек сорок) решили отметить это событие паломничеством в те земли, откуда пришло к ним Православие - Украину. Заручившись благословениями московского патриарха и киевского митрополита, они решили на корабле крестным ходом спуститься по Днепру, посетить Белоруссию, поклониться святыням Киева (небесный покровитель Тверской земли, святитель Арсений Тверской - воспитанник Киево-Печерской лавры), а завершить паломничество в Херсонесе, месте Крещения равноапостольного князя Владимира. В акции не было ничего удивительного: до революции тысячи паломников ежедневно посещали Киев, а ныне десятки тысяч людей крестными ходами и просто экскурсионными группами ежедневно посещают святые места во всем мире (и в Греции, и в Италии, и на Святой Земле), и никому в голову не придет чинить им препятствия.
У нас же началось нечто невероятное. Жулинский с Филаретом немедленно созвали пресс-конференцию в УНИАНе, где с пеной у рта стали объяснять, что нельзя допустить этих православных паломников с их крестным ходом в Украину. Иначе это приведет к гибели независимой державы, восстановлению коммунизма и т.д. Поэтому они не допустят их в Киев, приняв соответствующие меры. Борцов с крестным ходом поддержали их вечные соратники - боевики УНСО, которые распространили заявление с угрозой, что “потопят корабль паломников еще на подходе к столице”. Журналисты были в недоумении: попробовали бы эти люди где-нибудь в цивилизованной стране угрожать верующим “недопущениями и потоплениями” - в какой тюрьме они бы сидели? У нас же правохранители проглотили угрозы, как должное. Ни стона из своей груди не выдавило и ведомство Виктора Бондаренко (Госкомитет по делам религии), традиционно-благожелательно относящееся ко всякой травле Православия, а зачастую само ее и организующее (как это было с создание воинствующего антиправославного объединения, именуемого “Фундацией Еднання” и возглавляемой бывшим членом ЦК КПУ Кравцом). “Страшилка” возымела действие, Президент попросил Блаженнейшего, как водится, “во имя гражданского мира и независимой Украины” не допустить заварушки, и паломникам не благословили посетить “мать городов русских”. Филарет с Жулинским таяли от счастья: “спасли” от православных столицу!
Ныне тот же Жулинский организует паломничество в Украину полтора миллиона католиков из тех же России и Белоруссии, а Филарет растянул объятия, чтобы заключить в них главного римского молитвенника. Не понятно, по каким канонам соцреализма, в которых дока Жулинский, или кагебизма, в чем поднатарел “товарищ Антонов” (Филарет) они будут теперь объяснять: почему сорок православных богомольцев для Украины - это “страшнее конца света” (их надо не пущать и “топить”), а полтора миллиона римо-католиков и униатов - это демократия, Европа и цивилизация (для них надо явить лучшие национальные качества - радушие и хлебосольство)? Католический епископ, после напоминания об этом парадоксе, со вздохом и доверительно сказал: “Визит пройдет нормально, если не вмешается пресса”. В смысле - не будет ничего напоминать. Оно и правда: православные не злопамятны. Однако история последнего десятилетия показывает: то, что православные не помнят зла, всегда служило поводом их оппонентам постоянно это зло по отношению к ним творить.

Четыре дня, что потрясут Украину
Программа визита окончательно не утверждена, однако информация о ней уже попала в прессу. Под характерным заголовком “Приезд папы римского - это пастырский визит” газета “Влада і політика” поместила рассказ викария католического епископа в Киеве о. Всеслава Стенпня о программе пребывания понтифика в Украине. Как свидетельствует рассказчик, визит будет именно пастырским и миссионерским, никаких межгосударственных переговоров, подписания соглашений не планируется.
23 июня в 12-30 папу в аэропорту “Борисполь” будут встречать Президент, кардиналы, чиновники. Официальная делегация Ватикана - 30 человек, плюс 50 журналистов. Из аэропорта папа направиться в посольство. В 18-00, в Мариинском дворце папа встретиться с Президентом Украины и его семьей (госсекретарь Ватикана в это время будет встречаться с премьер-министром). В 18-30 начнется часовая встреча с представителями политики, науки, культуры и бизнеса, на которой Президент и папа обменяются приветственными речами. В 19-30 понтифик возвратится в посольство. На следующий день в 9-30 на летном поле “Чайка” под Киевом начнется месса, на которую с двух часов ночи станут доставлять людей (всего - 300 тысяч), и разбивать на секторы по 5-7 тысяч. С папой должны сослужить около 300 (!?) епископов! После службы папа будет объезжать присутствующих, и все смогут увидеть его своими глазами. “Скільки навернень (обращений в католицизм) відбулося завдяки природній людскій цікавості!”, восторженно восклицает священник.
Разумеется, эта акция не только противоречит христианским принципам, запрещающим прозелитизм, но и напрямую нарушает законодательство страны. 24 статья закона Украины “О свободе совести и религиозных организациях” гласит: “Священнослужители, религиозные проповедники, наставники, другие представители зарубежных организаций, которые являются иностранными гражданами и временно пребывают в Украине, могут заниматься проповедью религиозных вероучений, исполнением религиозных обрядов или другой канонической деятельностью лишь в тех религиозных организациях, по приглашению которых они прибыли, и с официальным согласованием с тем государственным органом, который осуществил регистрацию устава соответствующей религиозной организации”. Иными словами, Закон разрешает отправлять службы, проповедовать лишь среди своих единоверцев.
В 1997 году Украину посетили сразу три православных патриарха (Костантинопольский, Московский и Грузинский) и десятки высших иерархов других поместных церквей мирового Православия, для встречи с ними в Одессу прибыли десятки тысяч верующих с приходов области. Однако все встречи и службы проходили исключительно в православных храмах и монастырях города, никто площадей, стадионов и аэродромов верующим не предоставлял, и власти ни для каких “навернень” одесситов в монастыри не свозили. Кстати, никто ни копейки из госбюджета на реставрацию и ремонт к визиту храмов, улиц и дорог не выделял, хотя православных в Одессе не меньше, чем католиков во Львове. Все расходы легли на плечи православных общин, хотя событие было не менее “историческим”: впервые за всю историю в Украине собрался весь цвет Вселенского Православия. Впрочем, центральную власть кроме, как в бессовестности (государственные СМИ с помощью нардепов-филаретовцев и униатов вылили целую цистерну помоев на Православие и одесский “саммит” патриархов) упрекнуть было не в чем: она действовала в рамках закона. Непонятно почему и во имя чего, ныне этот закон решили нарушить. В столице существует два десятка общин римо-католиков и униатов, реально - это две-три тысячи верующих. По закону, папа и триста приглашенных со всего света епископов могут совершать обряды и проповедовать среди этой паствы. Если они не хотят проводить мессы во всех киевских католических храмах раздельно, а хотят совместного богослужения и не помещаются в одном храме, то власть (хоть это и не предусмотрено законодательством) может предоставить помещение, где бы все пригласившие пастырей могли разместиться и участвовать в обрядах. Это может быть Дворец спорта или крытый стадион (так было во время визита папы в Грузию, и будет, видимо, во время визита в Грецию). Привлечение к участию в католическом богослужении (как и в любом другом) некатоликов, причем, несколько сот тысяч (планируется, что в мессе примут участие - 300 тысяч) является акцией незаконной. То, что в этом привлечении будут задействованы многие структуры государства, которое по Конституции отделено от Церкви - незаконно вдвойне. Наконец, трата бюджетных денег (у нас лишь малая часть налогоплательщиков являются католиками) для организации аэродромных богослужений католиков (как и любых конфессий) не предусмотрена законом. Для этих целей даже в более богатых государствах создают создают негосударственные фонды.
Визит папы, и связанное с ним нарушение Закона Украины создает очень опасный прецедент. Напомним, что в ноябре 1995 года лишь в последний момент, буквально вцепившись в указанные положения закона власть смогла отбиться от акций “судьбоносного” визита в Украину руководителей “Церкви Объединения” - Сан Мьян Муна и его супруги. Хотя руководители секты уже прибыли в Киев, сюда же подтянулись толпы муновцев из всего СНГ (Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, Иркутска и т.д.), были получены разрешения и проплачены концертные залы столицы. “Преподобному” Муну и его свите объяснили, что согласно законодательству Украины, он может проповедовать, совершать обряды и пр. лишь среди членов организации, его пригласившей. Так как все эти члены могли свободно разместиться в муновском номере “Президент-отеля”, то аренда гигантских помещений для проведения муновских мероприятий была признана незаконной. “Преподобный” сразу уехал в аэропорт, расстроенные паломники разъехались не солоно хлебавши. Теперь же возникает коллизия: если римскому папе в нарушении законов Украины разрешается отправлять обряды не только среди пригласивших его католических общин, а среди всех киевлян, то почему это должно быть запрещено тому же Муну и другим иностранным миссионерам? Почему они могут быть лишены права, получив приглашение столичных единоверцев и проплатив пропагандисткою кампанию в украинских СМИ, притянуть в Киев миллион паломников со всего света и вместе с киевлянами, скажем, обвенчать их, как это делает Мун, на том же летном поле? Или провести какую-нибудь “репетицию светопреставления”, как это делала Мария Дэви Христос на Софиевской площади, стянув туда своих последователей даже из Владивостока?
Конечно, можно возразить: таких “учителей” наш Президент никогда не пригласит! Но Президент и не имеет права приглашать пастырей в Украину, включая и папу римского, для отправления месс, литургий или чтения проповедей. Ни в храмы, ни на аэродромы. Государственная часть визита, осуществляемая по приглашению Президента, ограничена встречей понтифика в Борисполе и беседой в Мариинском дворце, пастырская его часть - осуществляется по приглашению католических епископов Украины (о чем сообщил сам папа), поэтому должна вполне соответствовать положениям Закона “О свободе совести и религиозных организациях”. Даже если Президент страны лично будет участвовать во всех богослужениях, проводимых архиепископом Рима, то сам факт участия в них гаранта Конституции, думается, не должен освобождать организаторов визита (католические церкви Украины) от соблюдения украинских законов. Нарушив единожды закон, власть попадет в сложную ситуацию. Ведь у нас не только все церкви равны перед законом, но и государство гарантирует одинаковое отношение ко всем церквям. После такого визита, все другие 80 зарегистрированных в Украине конфессий, вправе требовать бюджетного финансирования и такого же горячего участия государства (с предоставлением летных полей, транспорта, охраны, гостиниц и т.д.) в организации пастырских визитов своих руководителей. Иначе государству придется признать, что для него все конфессии равны, но католические “немного равнее”.
Но вернемся к программе визита. После мессы, в 13-оо, папа проведет встречу с епископами обоих обрядов своей церкви. В 17-00 понтифик должен для чего посетить Собор Святой Софии, а в 17-15 в филармонии состоится встреча с “представителями Всеукраинского совета Церквей” при Госкомрелигии, на которой руководителей конфессий страны (от огнепоклонников до буддистов) смогут пообщаться с папой. На следующий день на летном поле опять состоиться литургия, только уже греко-католическая, после которой Иоанн Павел II выступит с обращением. Вечером он вылетит во Львов, где городском парке культуры его уже будут ждать пять тысяч кириков, пройдут службы, встречи с католической молодежью и т.д. 27июня папа возвратиться в Рим. В проведение визита будут задействованы едва ли не все государственные структуры Украины. Священник напоминает, что верующие тех стран, которые посещает папа, должны готовиться к визиту (бросить курить и выпивать, попоститься, прекратить “межконфессиональные ссоры” и т.д.)
“Мы всегда свидетельствовали истину о папе”, говорит о. Всеслав. Теперь, по его мнению, в эту истину украинцы, как евангельская самарянка, должны поверить не по чужим словам, а потому что “сами услышали и познали…”. Разумеется, Православие не свидетельствует истину о папе, оно свидетельствует истину о Боге, Христе-Спасителе. Киевлянам, пожалуй, интересно было бы впервые воочию увидеть, как на практике реализуется знаменитое “папапоклонство”, отвергаемое Восточной Церковью и их предками. Однако, думается, в городе преподобных Антония, Феодосия и других святых Киево-Печерских, из уважения к ним, и к самому городу-колыбели восточнославянского православия, акцию “свидетельствования истины о папе” надо бы проводить куда с более скромным размахом. Власть не уважает современников, игнорирует собственные законы, может, она уважит могилы и древние подвиги своих предшественников? Ведь Киев пока еще не Мекка католиков.
Любопытно, что целью визита папы в Украину является “молитвенное единение и исполнением заветов Божией Матери, которые прозвучали в португальском городке Фатима в начале ХХ века”. Оказывается, “Иоанн Павел II имеет чрезвычайную мистическую связь с Пресвятой Богородицею и Ее чудесами в Фатиме. Ей он обязан спасением во время покушения, которое состоялось 13 мая, в день фатимского чуда”. Как известно, чудесное явление Девы Марии трем бедным и неграмотным детям произошло между двумя русскими революциями в 1917 году. Оно сопровождалось, в частности, повеление Божьей Матери молиться за Россию и предупреждением: “Если люди послушают Моих слов, то Россия возвратится к Богу и наступит мир на земле; но в противном случае она распространит свои ложные учения по всему свету, вызывая войны и гонения на Церковь”. Пророчества сбылись в самом трагическом варианте: к власти пришли безбожники, коммунистическая идеология распространилась по всему свету, а на Православную Церковь обрушились такие гонения, каких еще не знало христианство. Кстати, первой жертвой атеистических репрессий стал священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир: большевики расстреляли его на третий день после захвата Киева, 25 января 1918 года, прямо у стен Киево-Печерской лавры. Интересно, как и с кем папа будет молиться за Россию (или ее тогдашнюю часть, нынешнее независимое государство) и за православных христиан-мученников безбожного режима, если его верные чада - униаты, уже после обретения долгожданной христианской свободы преследовали тех же православных не хуже атеистов? Вопрос этот, впрочем, риторический: слово “православный” нигде в программе визита не упоминается. Никаких целей восстановления диалога с православными, разрешения конфликтных ситуаций и т.д. он не преследует. Словом, мало чем отличается от домашнего визита в родную Польшу.

Раскол и Уния - едины?
До последнего времени все “ветви” православия в Украине дружно выступали против визита папы в страну, обосновывая свою позицию, как историческими “мотивами”, так и современным состоянием католико-православных отношений. Позиция УПЦ не изменилась, хотя, собственно говоря, только ее и связывал с Римом межхристианский диалог. Что же такого произошло в Украине, раз две другие “ветви” - УАПЦ и УПЦ-КП - развернули оглобли на 180%?
В УАПЦ ныне нет тех мощных, славящихся личной независимостью харизматических лидеров, коими были покойные патриархи Мстислав и Димитрий. Они могли не только выдерживать давление Госкомрелигии и околоцерковных политических группировок, но и противостоять им. Известен легендарный гнев Мстислава, выгнавшего филаретовских и униатских нардепов из собрания епископов своей церкви. Он же объявил “филаретовщину”, к которой склоняли его униаты “главной опасностью для Украины”. Не меньшей строптивостью отличался и патриарх Димитрий. Он предпочел, чтобы УАПЦ почти три года (с 1992 по 1995) находилась на нелегальном положении, без регистрации, но не стал жертвовать принципами. Когда Госкомрелигии в последний раз, в 1999 году, предначертал воссоединиться с филаретовским расколом, Димитрий ответил гневным обращением к верующим УАПЦ “Спасем Украину от великой схизмы”, в котором Филарет был заклеймен “Люцефером”.
Нынешняя иерархия УАПЦ, отказавшись от заветов своих предшественников, судя по всему, полностью попала под контроль чиновников религиозного ведомства и никаких раздражающих власть действий не предпринимает. Сказано принять папу, будум принимать папу. Вразумительного обоснования отказа от своих предыдущих позиций мы так и не услышали. Однако, не стоит забывать, что большинство актокефальных общин находится в той же Галиции, в непосредственной “соприкасаемости” с общинами униатов. Когда визит был сугубо гипотетическим, можно было демонстрировать свою православную “самоидентификацию”, когда же он стал реальностью - разумнее, конечно, не дразнить гусей. Тем более что противостояние между общинами все еще сохраняется. Кроме того, ныне УАПЦ (вместе с филаретовцами и униатами) задействована в сложной игре по привлечению в Украину Константинопольского патриарха, где не последнюю скрипку играет все тот же Госкомрелигии…
Иное дело филаретовский раскол и его загадочные связи с униатами. Как известно УПЦ-КП была организована в июне 1992 года. Ее создателями были тогдашний Президент Украины Леонид Кравчук и только что лишенный священнического сана бывший митрополит Филарет (Денисенко). Ее появление вызвало громкий скандал. Православная диаспора США объявила, что новая псевдорелигиозная организация создана для отмывания, перекачки за границу и сокрытия денег компартии и криминальных капиталов партноменклатуры. Этой же точки зрения придерживался и фиктивный глава УПЦ-КП патриарх Владимир Романюк, занявшийся перед своей загадочной гибелью поиском этих средств и обратившийся за помощью в столичное Управление по борьбе с организованной преступностью. Как сугубо криминальную организацию именовали УПЦ-КП в своем обращении к Президенту Украины шестьдесят парламентариев страны. В нем выражался протест против передачи премьер-министром Украины Павлом Лазоренко Филарету древнейшего Выдубецкого монастыря столицы. В прошлом году к теме “филаретовцы и криминал” неожиданно возвратился нынешний предстоятель УАПЦ митрополит Мефодий, заявивший на итоговой послесоборной пресс-конференции УАПЦ журналистам: “А Романюка, чтобы вы знали, - убили!”
Однако, несмотря на бесчисленные разоблачения сугубо криминального характера деятельности (включая наемничество) структурных подразделений УПЦ-Киевского патриархата, она все время находилась на плаву. Многие объясняют это покровительством спецслужб: известно, что не только Филарет был многолетним агентом КГБ, но и непосредственно опекал создание УПЦ-КП офицер, ставший затем генералом и даже заместителем председателя Службы Безопасности Украины. Впрочем, если обилие старой партноменклатуры и секретных сотрудников в УПЦ-КП неудивительно (в советские, филаретовские времена верхушка экзархата в Украине накрепко была пристегнута, как к отделу агитации и пропаганды ЦК КПУ, которым долгие годы руководил Л. Кравчук, так и к пятому, идеологическому управлению КГБ, которым руководил Е. Марчук), то появление в рядах ее защитников и нападающих униатов всегда вызывало удивление.
Нардеры-униаты стояли у колыбели УПЦ-КП, в трудные для Филарета времена к нему непременно мчались на помощь (и Лариса Скорик, и братья Горыни, и Лиля Григорович, и даже Михаил Косив), подписывали воззвания, сколачивали антиправославные депутатские объединения. После отлучения Филарета от Церкви стал вопрос, изменится ли отношения к нему иерархов обеих ветвей католицизма в Украине. Оно действительно стало “разным”. Если на совместных мероприятиях папский нунций мучительно пытался избежать филаретовых объятий, то униатский епископ (нынешний кардинал) Любомир Гузар публично впивался в Филарета поцелуем, как Брежнев в Хонеккера, показывая тем самым, что анафема лишь укрепила товарищеские узы унии и раскола.
Наличие в филаретовском расколе униатов ни всеми украинскими богословами принималось во внимание. В своих анализах они характеризовали его либо как полупротестантскую религию с элементами обновленчества (архиепископ Василий), либо как экклесиологическую ересь (о. Петр Зуев), попытку создания беспринципного всемирного интернационала раскольников всех мастей (ногинские монархисты, украинские религиозные националисты, болгарские гебисты, греческие старостильники и даже “неаполитанские” массоны, типа Евлогия, который стал именовать себя чуть ли ни еще одним патриархом УПЦ-КП).
Однако существует еще одна точка зрения, которой придерживается известный богослов и авторитетнейший деятель Православной Церкви митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. В свое время он рукополагал Филарета в епископы, долго жил за границей и прекрасно ориентируется в стилях и методах “межконфессиональных отношений”. С его точки зрения филаретовски раскол - чистое порождение унии. Бороться с Православием в Украине под униатскими знаменами занятие опасное и бесперспективное. Другое дело - организовать отряд янычар, которые будут расчищать путь унии на восток. И действительно, православные погромы на Волыни и в Центре Украины вершились не руками униатов, а руками филаретовцев (штурм Лавры, захват Владимирского кафедрального собора и здания экзархата в Киеве осуществляли боевики УНСО, разбои в Ровенской и Волынской областях - “казачки” Червония и Поровского). Вся антипровославная униатская пропаганда как-то удивительно непринужденно перешла в уста и печатные издания УПЦ-КП. Разница между униатами и расколом настолько стерлась, что один из неофитов нардеп-академик Игорь Юхновский ныне не видит препятствий для их объединения в единую “поместную” церковь, что постоянно растолковывает и тем, и другим. Внутренняя организация раскола словно была списана со знаменитой записки униатского митрополита Андрея Шептицкого австрийскому императору Францу-Иосифу “О мерах по отторжению Русской Украйны”. Вполне в духе Шептицкого (который, как известно, своей программой стремился преподнести Украину Риму на блюдечки с золотой каемочкой) Филарет даже “почистил” календарь от некоторых “великорусских” святых. Однако переход Филарета в унию, или подготовка к ней паствы, многим казалась абсурдным, поскольку он категорически выступал против визита папы в Украину. Ныне Филарет выступил в поддержку визита и даже готов встречать папу. Что же произошло? Может, пришло время платить по счетам, и играм филаретовского раскола в православие суждено завершиться? Вместо двух кардиналов станет три? Или все-таки потенциал Михаила Денисенко, как разрушителя Православной Церкви в Украине еще не до конца выработан, и на этом поприще он еще может принести пользу? Вполне возможно, что из-за отказа митрополита Владимира и украинских епископов принимать участие в визите, Филарета попытаются представить “отцом всего украинского народа”, от имени которого он и будет что-нибудь папе вещать. Или сам расколоучитель попытается при свете софитов “зненацька” захватить папу в объятия, как это он умеет.
Однако на пути этих объятий опять же стоят все те же принципы межцерковных отношений, заложенных Вторым Ватиканским собором. Согласно им, Православная и Католическая церкви признают не только таинства, но и прещения друг друга: отлученный от православной Церкви, считается отлученным и от Церкви католической. Об этом напомнил в своем письме папе римскому Блаженнейший митрополит Владимир. Теперь нам предстоит убедиться, живы ли эти принципы хотя бы на уровне главы римской церкви, или же раскол и уния - едины?

Мечта о казанском татарине
Сегодня большинство средств массовой информации уже раскручивают грандиозный шоу-проект “Визит папы в Украину”. Светел образ папы, который всегда и во всем впереди планеты всей. Католики любят своего пастыря и носят его на руках. Почему с таким же энтузиазмом должные это делать православные - необъяснимо. Может, кто хоть одно послание папы прочитал, “проникся и уверовал”? Можно ли представить, чтобы римские телеканалы денно и нощно “раскручивали” визит в Италию какого-нибудь восточного патриарха или протестанского пастера, а власти организовывали летные поля и дворцы для встреч и богослужений? Они дорожат верой, культурой, традициями своего народа, и вряд ли допустят постороннее вторжение в эти сферы.
Мы же собственный комплекс неполноценности переносим и на свою Церковь, традиции, культуру. Особое восхищение у нас вызывает то обстоятельство, что нынешний папа - славянин и поляк. На Западе же он имеет репутацию “представителя жесткого и архаичного католицизма, перенесшего на Запад навыки старомодной польской религиозности”. Предшественники Павла Иоанна II в условиях холодной войны и господства государственных атеистических режимов в Восточной Европе смогли наладить куда более интенсивный диалог с Православием, чем он существует ныне, в условиях религиозной свободы. В этом тоже видится влияние “польского” фактора Ватикана на его “восточном направлении”. Кровавое противостояние польского католицизма и православия не завершилось временами казацких войн: в 30-х годах ХХ века, не коммунистический режим, а буржуазно-демократическое правительство Польши вместе с католической церковью начало гонения на православие на бывших украинских землях, в результате которого были разрушены сотни православных храмов, в том числе и величественный собор Александра Невского в Варшаве.
В свое время крестоносцы, направленные в Святую Землю, презрев договоренности, “по ошибке” разорили Константинополь. Римский папа, хоть и формально, но отлучил от Церкви предводителей погромщиков православной столицы. В нынешнем униато-православном конфликте в Галиции, при очевидном произволе в отношении православных папа ограничивался лишь призывами к “диалогу любви”, и не разу не выступил с осуждением насилия. Да и та бесцеремонность, проявленная к Православию в Украине при подготовке визита, свидетельствует, что “поведенческие стереотипы” все еще не изжиты.
Их не стоит недооценивать, поскольку они связаны с культурологическими образами, которые сложились у народов друг о друге за время многовекового соседства. Несмотря на все потуги последнего десятилетия нашей полубюджетной “Просвиты” и прочих “культурологических” организаций создать и имплиментировать в сознание подрастающего поколения образ кровавого “москаля-душителя украинцев”, ощутимых результатов они смогли достичь лишь в Западной Украине. Ответной “реакции” со стороны русских “изыскателей” и созидателей “образа врага” не последовало. Да ее и не могло быть: благодаря Н. В. Гоголю уже полтора столетия (и в империи, и в СССР, и в независимой России) юные “московитяне” от Чукотки до Калининграда учатся азам патриотизма, любви к своему народу, самопожертвования на примерах запорожских казаков, персонажей “Тараса Бульбы”. Повесть обязательна для изучения во всех школах РФ. Поэтому в народном сознании у россиян существует почти идеальный образ украинца - православного рыцаря, носителя высоких помыслов и чувств. Даже “наднациональные” великие деятели русской культуры, такие как, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников гордились тем, что ведут свою родословную от запорожских казаков.
У поляков тоже существует свой культурологический “стереотип украинца”. Он выражен в романах классика польской и мировой литературы, Нобелевского лауреата Генрика Сенкевича. Даже весьма “облагороженная” экранизация его романа “Огнем и мечем”, прокрученная по УТ-3, вызвала шок у телезрителей: запорожские казаки во главе с Богданом Хмельницким, гордость и слава Украины, предстают в виде невежественного, вероломного и кровожадного стада. И такой “образ украинца” поляки тоже “заглатывают” с младых ногтей. А удивляться нечему: трагическая история народов создавала соответствующее отношение. Украинская литература, устами Тараса Шевченко платила полякам и католикам той же монетой:

Аж поки іменем Христа
Прийшли ксьондзи і запалили
Наш тихий рай. І розлили
Шіроке море сльоз і крові
А сирот іменем Христовим
Замордували, розп’яли…

Конечно, в творениях прошлого превалирует фактор вероисповедания: Гоголь и Шевченко - православные, Сенкевич - католик. Папа тоже блюдет свои принципы: по традиции все главы государств кладут цветы к подножию памятника Тараса Шевченко, как символу народа и Украины, в папском же визите такая церемония отстствует, хотя рядом с памятником он будет проезжать и не единожды. Вот такой “государственный” визит. Понтифика упрекать не стоит: одни произведения Кобзаря - антикатолические, другие - признаны еретическими:”Кобзарь”, как учат учебники украинской литературы был сожжен католическими монахами в Риме, прямо у собора святого Петра. Для него Украина и Шевченко - понятия малосовместимые, во всяком случае, их “совмещение” маложелательно. Удивляет же та рьяность, с которой взялись за пропаганду и подготовку визита наши националисты: куда вдруг выветрились их легендарные принципиальность, “шевченколюбие” и “шевченкоукраинскость”? Разумеется, в нынешней объединяющейся Европе старые, негативные стереотипы должны преодолеваться. Однако не путем организации триуфального шествия “главного ксендза” по земле Кобзаря, а культурологическим сотрудничеством, дискуссиями, тем же межхристианским диалогом, в духе Второго Ватиканского собора. Однако лоббисты и правительство не удосужились организовать ни единой, даже слабенькой научно-практической конференции по проблемам взаимоотношений Киева и Ватикана. Все силы брошены на пропаганду и обеспечение визита, а проблемы и сомнения отданы площадям, с коих, видимо, по мегафонам и будут читаться во время визита антикатолические стихи Кобзаря.
В конце прошлого года прошла любопытная информация о визите мэра российского города Казани в Ватикан. Там находится чудотворный список знаменитой Казанской иконы Божией Матери, который в начале прошлого века был похищен, а затем оказался в Риме (его выкупили на аукционе). Мэр развил бурную деятельность, добился встречи с папой и чуть ли не убедил его возвратить святыню (перед которой папа молиться ежедневно) родному городу. Для нас это просто уникальный пример борьбы чиновника за возвращение культурно-исторического и духовного наследия своему народу. Поразительно, но наши правительственные чиновники, организаторы и лоббисты папского визита, даже не поднимали вопрос о возвращении архивов и рукописей, вывезенных униатскими епископами в Рим из захваченных православных монастырей. По некоторым свидетельствам, они лежат там даже не описанные. Ведь свою историю, выдающиеся литературные памятники мы знаем лишь по спискам летописей (“Повесть временных лет”, Поучение Владимира Мономаха, Слово о полку и др.) сохранившихся в монастырях северо-восточной Руси, хотя создавались они в нынешней Украине. А где же подлинники? При наличии десятков древнейших монастырей, с их летописными школами, в них не сохранилось ни одной древней рукописи. (Традиционные ссылки на татаро-монгольское нашествие неубедительны: Северо-восточная Русь была разорена не меньше Южной. Однако летописание продолжалось и под ханским протекторатом. Знаменитая Галицко-Волынская летопись заканчивается 1292 годом, но на родине ее списков не сохранилось, хотя Галицко-Волынская Русь относительно мало пострадала от нашествия). Зато сохранились сведения о вывозе монастырских книг униатами. Ранее доступ в архивы Ватикана был невозможен из-за враждебного отношения к нему Российской империи, потом Советского Союза, но теперь-то что мешает?


Мы заинтересованы в диалоге и дружеских отношениях с Апостольской столицей, у нас хватает проблем, которые мы можем и должны разрешать вместе. Не хватает лишь казанских татар, хотя бы одного на все правительство…

Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая


Hosted by uCoz