Главная Новости Материалы Документы Персоналии Ссылки Контакты Гостевая Форум
Пули для протопресвитера
Через Львов медленно тянулась похоронная процессия из 50 тысяч человек. Во главе – 40 церковных иерархов, представители комитета по делам религии правительства УССР, областное начальство. За трехчасовым скорбным шествием наблюдали тысячи милиционеров, солдат, курсантов школы МВД, сотрудников органов госбезопасности.
В последний путь 23 сентября 1948 года провожали настоятеля Преображенской церкви, заведующего кафедрой философии Львовской богословской академии, доктора философии, богословия и права Гавриила Костельника.
…Будущий ученый и протопресвитер родился в 1886 году в Югославии, где проживало немало выходцев из Украины. Отец его был греко- католическим (униатским) священником. Сама же эта церковь пользовалась большим авторитетом у жителей Западной Украины. По сути это была духовная отдушина во времена имперского владычества Австро- Венгрии и правления шовинистического режима Пилсудского.
Помимо службы Божьей, одаренный богослов выступал с трудами по философии, логике, геометрии. Находил время для активной общественной деятельности: в течение 10 лет редактировал национал- патриотическую газету «Нива», издававшуюся до 1939 года.
С приходом советской власти на земли Западной Украины церковь и ее служители переживали не лучшие времена. Девятнадцатилетний сын Г. Костельника Богдан в 1940-м получил высшую меру наказания как подпольщик-разведчик Организации украинских националистов… В годы нацистской оккупации священник активно публиковал материалы, суть которых выражают слова – «большевизм противен Богу и природе». Поддерживал личные отношения с лидером Украинской повстанческой армии Романом Шухевичем.
В послевоенное время деятельность святого отца приобрела иную направленность. С конца 1944-го, как известно, развернулась мощная кампания по ликвидации униатской церкви, в которой большевики усматривали идейного конкурента насаждаемой официальной идеологии, «агентуру Ватикана», да и активная помощь униатов движению сопротивления ОУН–УПА не была для сталинского режима секретом. Видимо, репрессивная политика властей и сыграла ключевую роль в «переориентации» Г. Костельника.
28 мая 1945 года во Львове образовывается инициативная группа по воссоединению УГКЦ с православной церковью. В нее вошли сам Костельник, декан Пельвецкий и генеральный викарий Мельник. Группа обратилась с декларацией в правительство УССР, заявив о выходе из-под юрисдикции папского престола и желании воссоединиться с православными. «Объединительный процесс», проходивший под неусыпным контролем органов госбезопасности, завершился 8 марта 1946 года.
В тот день во Львовском кафедральном соборе св. Юра было сообщено, что идею поддержало 986 священников, отказалось – 281. В основном докладе Г. Костельник изложил историю унии, насчитывающей 350 лет, и обосновал необходимость объединения церквей. Постановление собора о ликвидации унии «утвердили» экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн и предстоятель Русской православной церкви.
Расформирование УГКЦ шло стахановскими темпами. Все 230 храмов, настоятели которых не поддержали решения львовского собора, были закрыты, 344 священника арестованы и осуждены. В течение 1946–49 гг. распустили 2290 униатских приходов.
Многочисленные высказывания Костельника «не для протокола» убеждают, что своих истинных взглядов он не изменил. Стремление же к денонсации унии сам священник объяснял желанием уберечь ее пастырей от неминуемых репрессий. На наш взгляд, именно в христианском желании спасти ближнего своего, в понимании, что плетью обуха не перешибешь, – корни «конформизма» отца Гавриила.
Костельник становится благочинным Львова. Вынашивает концепцию создания на Галичине «модернистской церкви». Работает над рукописями трактатов «Современность и христианство», «Современный священник и культура», в которых намеревался «громить коммунизм».
Следует отметить, что отношения между религиозными деятелями и движением ОУН–УПА не были безоблачными. С одной стороны, среди полевых командиров духовные особы – не такая уж редкость: взять, к примеру, благочинного группы УПА-Север Алексея Гуменюка (Орлыка), командовавшего одним из боевых подразделений. Отправление религиозных обрядов – неотъемлемый атрибут ритуалов повстанцев.
С другой стороны, сурово преследовались священники, заподозренные в сотрудничестве с властями. Так, 11 сентября 1943 года трибунал УПА приговорил к смерти через повешение епископа Ковельско-Владимирского Мануила (Тарнавского), а Служба безпеки (СБ) УПА привела приговор в исполнение.
Нетрудно представить, какое впечатление производили на набожное население Западной Украины грубые антирелигиозные мероприятия властей. В документах тех времен неоднократно встречаются заявления галичан различных социальных слоев о том, что писатель Ярослав Галан за высказывания вроде «плюю на Папу» заслуживает самой тяжкой кары…
24 октября 1949-го Галан был убит в собственной квартире во Львове 11 ударами топора по голове, десять из которых эксперты признали смертельными…
Один из участников убийства -- Илларий Лукашевич – сын униатского священника. Зверство не подлежит оправданию, но очевидно и то, что резкими нападками на церковь Галан во многом предопределил трагический конец. Кстати, «на мушке» у националистов он был давно: в 1945-м ОУН (Бандеры) даже разрабатывала план его похищения как члена советской делегации на Нюрнбергском процессе.
Разумеется, и Костельник был для подполья своего рода «красной тряпкой»: его имя в распространявшихся бандеровцами листовках использовалось как нарицательное – символ духовного предательства.
Увы, одной только пропагандой дело не обошлось. В 1945-м НКГБ сумел предотвратить направленный против священника террористический акт. Его готовили руководитель Тернопольского областного провода ОУН Владимир Ордынец (Вуйко) и референт СБ Львовского провода Иосиф Панькив (Гонта). Оба были схвачены и приговорены к высшей мере наказания.
Органы госбезопасности приняли меры к усилению охраны священника: специально выделенный милиционер присматривал за домом, в который подселили группу военнослужащих, а соседей, неприязненно относившихся к Костельнику, выселили. И все-таки протопресвитера не уберегли.
После богослужения в Преображенской церкви 20 сентября 1948 года около 10 ч. 20 мин. Гавриил Костельник возвращался домой. На улице Краковской, метрах в десяти от подъезда дома № 17, к нему приблизился молодой человек на вид лет 20–23 и дважды выстрелил из ТТ. Костельник скончался на месте. Террорист бросился бежать, а когда погоня практически настигла его, сунул ствол себе под подбородок…
У самоубийцы нашли пистолет с запасной обоймой. Возможно, он готовился к роли смертника: под заношенную одежду – ватник и потертые сапоги – было поддето новое чистое белье, на шее образок. Во всяком случае есть сведения о подборе той же СБ ОУН террористов-смертников из проштрафившихся подпольщиков или добровольцев.
Самое загадочное началось позже. Сразу трое (!) содержавшихся под стражей опознали террориста по фотографии как… сына Костельника Иренея, 1916 года рождения. Он, кстати, должен был находиться в то время в Австрии. А два арестованных руководителя Львовского областного провода опознали в самоубийце боевика, имевшего псевдоним Яворенко. Наконец, подпольщица Сабина Р. заявила, что узнала на снимке 23-летнего члена Николаевского районного провода Олексу Любинского (Бориса), уроженца села Березное Николаевского района Львовщины.
Пошли слухи, что ОУН предпримет попытки диверсии во время похорон. Команды саперов тщательно обследовали участок кладбища и церковь, где состоялось отпевание. Под усиленную охрану была взята скорбная процессия. Власти облегченно вздохнули, когда мероприятие завершилось без чрезвычайных происшествий. Убийца же протопресвитера, судя по всему, унес тайну своей личности в могилу.
Эта загадочная история лишний раз напомнила, сколь тяжкими последствиями чревато нарушение древнего, как мир, принципа: «Богу – богово, кесарю – кесарево»…
"Газета 2000"
Дмитрий ВЕДЕНЕЕВ, Сергей ШЕВЧЕНКО>
Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии
Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая