Епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий несколько лет потратил на развитие нормальных отношений с римо-католиками. А сейчас вынужден был констатировать следующее: "Что может быть доброго от непрошеного гостя? Напрасно на всех уровнях обозначалось, что Папа приглашен как глава государства. Его приглашали как главу Церкви в первую очередь. Ни одного главу государства и ни одного главу Церкви с такой помпой не встречали. Вы видели также, какой ажиотаж на ТВ, как и в средствах массовой информации был создан по поводу приезд Папы. Если его действительно встречали как главу государства, то снова возникает вопрос: неужели Ватикан является таким великим государством, главе которого нужно было уделять столько внимания и средств? А если Папа прибыл как глава Церкви, то имело ли смысл так "надрываться" из-за приезда католического лидера? Вспомним для примера визит в Одессу в 1997 году сразу трех Патриархов православных - Константинопольского, Грузинского и Русского, - а также Предстоятелей других Православных Церквей в разные периоды, начиная с 1992 года - Сербского Павла, Американского Феодосия, Японского (ныне покойного) Феодосия, Патриарха Александрийского и всей Африки Парфения, Патриарха Болгарского Максима, Патриарха Эфиопского Павла. Не менее важны в истории Православной Церкви Украины многочисленные встречи Блаженнейшего Владимира с Патриархом (ныне почившим) Иерусалимским и всей Палестины Диодором I, Предстоятелем Польской Православной Церкви Митрополитом Василием и другими Предстоятелями вселенских Церквей. Как реагировали на эти исторические события правительство, пресса? Да никак. Когда многие из них посещали Украину, то посещали ее прежде всего как православное государство. И эти визиты, между прочим, выполняли одну из важных миссий: подтвердить, что мировое Вселенское Православие признает в Украине законной лишь одну Православную Церковь - Украинскую Православную под предстоятельством Блаженнейшего Митрополита Владимира. Эти визиты как раз служили церковному миру и взывали к раскольникам вернуться в лоно канонической Церкви, а не объединяться с ней на равных условиях, как, следует заметить, провозгласил Папа. Видите ли разницу этих визитов? Православное сознание еще раз подтвердило: в визите Папы не было ничего благоприятного, ничего жизнеутверждающего с точки зрения природы Церкви, ее единства и, прежде всего - канонического единства.
Да и сам визит Папы обязывал его в первую очередь хоть как-то прокомментировать ту горькую правду, связанную с историей греко-католической Церкви в Украине. Мы слышали о покаянных заявлениях Рима в отношении инквизиции и поддержки фашиствующих режимов в мировых войнах, но мы ни слова не услышали о преступлениях греко-католиков в XVII, самом кровопролитном, веке для православных со стороны католической Польши. О страшном гонении на Православную Церковь в этот мрачный, почти двухвековой период, когда наше духовенство физически уничтожалось, храмы отбирались, а православных верующих насильно гнали в католическую веру. Ведь именно в тот период преступно закладывалось противостояние между Римом и Востоком в Украине. Как ничего не услышали мы и о массовых преступлениях греко-католиков против православных в Западной Украине за последние 15 лет. В этом ли молчании выразилась "миротворческая миссия" главы Ватикана?
Не удивительно, что все многодневное шоу этого визита внесло в неокрепшие в религиозном отношении сердца людей определенный вопрос: в какой стране мы живем - католической или православной? И какая у нас вера? Мне не приходилось видеть, чтобы хотя бы на одном православном богослужении, во всей его протяженности, присутствовал наш Президент и наше правительство в столь полном составе. Мне было несколько горько видеть, как наши высокие мужи сидели несколько часов за этой мессой и как беспомощно смотрели они в католические молитвенники, следя за ходом католической службы… Хотелось спросить: какого же мы рода-племени, какой веры?
В нашем регионе проживает компактно и польское население, католическое, и православное, которого большинство. И после визита Папы католики вдруг резко стали расширять свое влияние на православных, активизировался прозелитизм, антиправославные настроения. Это однозначно. Нам не могут простить, что православные верующие не могли спокойно созерцать этот подготовительный ажиотаж, не могли молчать, зная горькую историю унии и католической экспансии.
Поэтому верующими УПЦ Житомирской епархии были организованы крестные ходы протеста, были сделаны заявления в Ватикан, к нашему Президенту с десятками тысяч подписей с одной-единственной просьбой: отложить приезд Понтифика. К сожалению, все осталось голосом вопиющих в пустыне. И как результат: раздражение, неприязнь к православным, которые не хотят "понять дух времени".
Увы, но мы видим: в который раз мнение самой большой по численности Церкви в Украине было проигнорировано. Поэтому хочется, чтобы из этого визита были извлечены соответствующие уроки. Хочется, чтобы у нас в стране профессионально изучалась история религии - не формально, а правдиво. Чтобы в наших церковно-государственных отношениях, наконец, преобладала компетентность, выверенность, понимание наших религиозных ценностей и традиций".