Взято с сервера ПСТБИ : http://www.pstbi.ru/institut/book/1997/2.htm
Диакон Василий Секачев
(РАН, ПСТБИ, Москва)
Греко-католичество в экуменической
перспективе
Религиозный фактор общественной жизни Украины
составляет сегодня предмет несомненной заботы украинского правительства.
Межконфессиональные конфликты нарушают гражданский мир и наносят вред
международному престижу Украины. Для выработки последовательной
государственной политики по отношению к религиозным объединениям граждан
создан Государственный комитет Украины по делам религий. Разработана
специальная концепция государственной политики Украины в области
церковной жизни. То есть вопрос ставится конкретно о Церкви, о
христианстве, которое исповедует большинство населения страны. Президент
Кучма утверждает, что церковный мир - дело "иерархов, клира и мирян", но
государство поддерживает их шаги к примирению. Поддержка эта такова, что
правительство завершило подготовку созыва Всеукраинского Совета (Рады)
церквей.
Правительство хочет видеть единство и, опережая события, как
бы путаясь в терминологии, президент Кучма в своей речи в Верховной Раде
переходит от термина "церкви" к понятию "церковь".
Государство,
заявляет Кучма, "должно выступать защитником и опорой" церкви - некоей
единой церкви. Эта церковь будет "духовником и хранителем (оберiгачом)
государства и его народа". И церковь эта должна быть "независимой",
уточняет президент [1]
.
Конечно, эти слова заставляют вспомнить известные сентенции
предыдущего президента Кравчука (надо сказать, нетактично им высказанные
в присутствии представителя Ватикана во время перезахоронения
привезенных из Рима останков кардинала Слипого) о том, что "в
независимом государстве и Церковь должна быть независимой от внешних
религиозно-политических центров" [2]
.
Однако националистическое звучание независимой автокефальной
церкви, похоже, не устраивает нынешнего украинского президента. Его
ориентации на вхождение Украины в объединенную Европу должно
соответствовать нечто другое.
И вот как бы подсказка звучит со
страниц исповедующего "современную", "просвещенную" духовность журнала
"Логос", который издается в России:
"В эпоху интеграции Европы, в
годы интенсивного строительства общеевропейского дома..." возможно ли
вхождение в него "без утверждения...просвещенного христианства,
свободного от национальной узости и конфессиональной замкнутости?!" [3] . Но как
это согласовать с необходимостью иметь на Украине сильную независимую
церковь? Кто же, какая церковь сможет совместить в себе экуменическое и
национальное звучание?
На роль такой церкви неожиданно предлагает
себя греко-католичество. Неожиданно, потому что мы привыкли связывать с
униатством национализм, агрессию, нетерпимость. Однако сегодня
греко-католики заявляют о своей теплоте и открытости по отношению к
другим исповеданиям, "любви ко всякой твари Божией". Такими заявлениями
полны страницы греко-католической газеты "Мета" и другие их издания. Эти
качества греко-католиков подтверждает и ряд научных исследований, в том
числе и работы эксперта по церковно-религиозным вопросам
Консультативного комитета по делам религиозных меньшинств при
президентах Украины и Польши Н.Кочан [4]
.
Широко известно, что к концу XX столетия экуменизм перестал уже
быть исключительно протестантским достоянием. Кардинальные изменения в
этом отношении принес II Ватиканский собор. В 1964 был принят Соборный
декрет "Об экуменизме", который был призван "способствовать
восстановлению единства" между всеми христианами. Для торжества "дела
обновления и исправления" в отношениях с православными была создана
Смешанная богословская комиссия.
Каково же место униатов в этом
открывшемся "диалоге любви" с православными?
Сами униаты и советники
президента Украины утверждают, что дух экуменического общения,
открытости и Востоку и Западу изначально присущ украинским униатам и
украинскому церковному сознанию вообще. Что еще Даниил Галицкий принимал
унию 1255 года, согласно которой необходимо было "отречься от греческих
обрядов и веры и искренне исполнять обряды Римской церкви", вынужденно.
Его целью было единство, требующее "собор творити о правой вере и
воединеньи Церкви", то есть поиск некоего компромисса [5] .
Не
отвечала и Брестская уния чаяниям ищущих единства на компромиссных
началах. Это проявилось в том, что епископы, подписывавшие в 1596 году
унию, видели себя Поместной Церковью, а Римский престол рассматривал их
как объект корпоративной унии.
Таким образом, Брестская уния
расценивается сегодня как неэффективная, не послужившая подлинному
единству, но породившая резкое противостояние православных униатам,
приведшая к трагическому расколу украинской нации. Что же делать, если
это так? А все уже сделано, говорят сегодня униаты, все пути намечены.
Все сделано ни кем иным, как униатским митрополитом Андреем Шептицким,
идейное наследие которого сейчас особенно советуется принять украинскому
народу.
Тот, о ком сложились ставшие расхожими представления как о
националисте и приспешнике нацистов и в самом деле стоит у истоков
экуменизма. Глава ГКЦ с 1900 по 1944 гг., анализируя негативные
последствия Брестской унии, он пришел к убеждению реформировать
униатство. Реформировать на экуменических основах - вернуть православную
обрядность во всей полноте.
Шептицкий стал организатором Велиградских
съездов (1907 - 1936), посвященных исследованию разделяющих Восток и
Запад вопросов во имя сближения славян, исповедующих католичество, с
братьями по крови православными. Он стал основателем в Католической
церкви новых монашеских общин византийского обряда - т.н.
монахов-студитов. Реформируя систему богословского образования во
Львове, он переориентировал ее на большее использование восточной
обрядности.
Своей целью Шептицкий ставил преодоление раскола
украинского народа. Добиться единства он пытался на путях "соединения с
Вселенской церковью украинского благочестия /которое есть отличительная
черта Украины по сравнению как с Востоком, так и с Западом/".
"Соединение всех украинцев во вселенской вере и византийском
обряде...может дать нам свободу религиозной и культурной жизни при всех
формах федерации, объединения или союза с другими братьями
славянами...".
Первой предпосылкой сближения должно стать возвращение
ГКЦ к тому обряду, который был до Брестской унии, избавление от
латинизмов и полонизмов в церковном языке. Львовский собор 1940 года
запрещал "вводить какие-либо обрядовые изменения, которые портят
восточный характер нашего обряда и отвращают от нашей церкви
несоединенных".
Тогда появилась оппозиция латинистов. Она есть и
сейчас, после 40 лет забвения идей Шептицкого в подполье, в котором
пребывало униатство. Но сегодня латынников наказывают, и это значит, что
идеи Шептицкого приняты.
То что до сих пор Рим как бы не видел УГКЦ,
в которой "имманентно присутствует экуменизм", объясняется не
черствостью Рима, а нежеланием лезть на рожон в отношениях с Востоком.
Папа давно возлагает на греко-католичество определенные надежды. Иначе
зачем он возложил на Любачивского кардинальскую шапку, которой не имел
Шептицкий? Идеи Шептицкого по всей видимости приняты и папой. Близится
их осуществление. Кроме сближения в обрядности, Шептицкий предлагал
каноническое подчинение патриарху, признающему власть "вселенского
архиерея". Этим патриархом должен быть кто-то из числа православных
епископов Украины за Збручем. "Греко-католик не может стать Киевским
митрополитом", "киевский митрополит должен быть избран из православных
или автокефальных архиереев или священников", - говорил Шептицкий.
Но
обязательным условием объединения с греко-католической стороны Шептицкий
выдвигал требование, "чтобы будущий Киевский патриарх принял вселенскую
веру, то есть православие первых 7 соборов, дополненное решениями
Вселенских Соборов, начиная от X века и до новейшего
времени".
"...Шептицкий не был экуменистом в том понимании этого
слова, которое сформировалось после II Ватиканского собора", но он был
пионером этого движения. Это пишет сегодня исследователь жизни
Шептицкого Любомир Гузар, экуменист в современном понимании, который,
наверное, и не будет настаивать принимать католическую догматику: скорее
всего, его устроит только власть папы [6] .
2
апреля Иоанн-Павел II благословил синоду украинских греко-католических
епископов создать Киево-Вышгородский Архиепископский экзархат и провести
выборы магистра Любомира Гузара первым экзархом новосозданного
экзархата.
Гузар родился в 1933 году. Стал священником
греко-католической украинской епархии в Стэмфорде (США). С 1973 он в
монастыре монахов-студитов Марино, близ Рима. Настоятель с 1974. Затем
архимандрит монахов-студитов Европы и Америки. С 1985 - генеральный
викарий кардинала Любачивского, бывшего тогда в Риме. Приехал на Украину
в 1994 году и сразу же основал в Тернополе монастырь монахов-студитов,
которых он воспринимает как свое главное детище и на которых сегодня
делается ставка как на ударную силу экуменического униатства.
Новый
экзархат создан на украинских территориях, лишенных обычной юрисдикции
по причине их нахождения вдали от главной архиепископии во Львове.
Экзархат имеет площадь 533 700 км.кв. (чуть меньше Франции) и включает в
себя Волынскую, Хмельницкую, Житомирскую, Винницкую, Одесскую, Киевскую,
Черкасскую, Кировоградскую, Николаевскую, Херсонскую, Черниговскую,
Сумскую, Полтавскую, Днепропетровскую, Запорожскую, Харьковскую,
Донецкую, Луганскую области и республику Крым - то есть, всю Украину,
кроме Западной. Новый экзархат, по заверениям униатов, объединяет 300
тыс. греко-католиков из 75 общин, из которых зарегистрировано 55 (20
ждет регистрации культового здания /которого нет/ и из-за других
трудностей). Клир нового экзархата насчитывает 48 священников, 4
монахов. Есть 12 монахинь [7] .
За
несколько месяцев экзарх Любомир объездил половину восточных областей,
всюду открывая новые приходы и убеждая администрацию, что греко-католики
никому не враги и источают только дух любви и взаимопонимания.
В
конце осени Гузар был назначен епископом-помощником 82-летнего главы
УГКЦ кардинала Любачивского. 22 декабря в киевском греко-католическом
храме на Аскольдовой могиле в Киеве состоялась инсталляция преемника
Гузара в качестве киево-вышгородского экзарха Михаила Колтуна, который
не преминул заявить о своем намерении поддерживать добрые отношения со
всеми христианами Украины. Сам Гузар уже несколько месяцев говорит о
желательности перенесения центра УГКЦ изо Львова в Киев.
По некоторым
данным, среди пребывающих в расколе православных епископов Украины
униатами ведутся поиски возможного патриарха автокефальной украинской
церкви, признающей власть папы.
Все получается очень просто и удобно
для всех. Патриарх поможет государству в сплочении нации. Независимость
церкви и одновременное ее содействие государству в деле сплочения нации
выразится в том, что будет создан патриархат, пользующийся видимой
самостоятельностью. Союз патриарха с папой, который является символом
европейского единства, будет означать и присоединение к этому единству.
Будут удовлетворены требования государственного
строительства.
Простецам из народа гарантируется уважение к обряду и
национальному своеобразию в церкви, быть может, даже украинский язык.
Более серьезным ревнителям национальной самобытности вдохновители новой
унии обещают, что открытость Востоку и Западу, которую будто бы выражает
уния, помогает лучшей и полной реализации национального украинской идеи.
Будут удовлетворены национальные требования.
Ревнителям православного
богослужения обещаны строго уставные, благолепные службы
монахов-студитов (почему на них и делается сейчас такой упор). Вот как
пишет о воздействии, которое на него оказали такие службы и пребывание в
студитском монастыре митрополит Евлогий (Георгиевский):
"Потом
митрополит показал нам свой монастырь. "Базилианские" униатские
монастыри, принявшие устав св.Василия Великого, озападнились, и теперь с
целью восстановления восточного монашества в неискаженном виде в
монастыре митрополита /Шептицкого/ был введен древний устав Феодора
Студита. Настоятелем был второй брат митрополита. Мы осмотрели этот
монастырь. Ревностное стремление подражать восточному монашеству
чувствовалось среди братии очень сильно. Они производили впечатление
фанатиков этой идеи, с воодушевлением относились к своему служению, с
восхищением - к поставленному перед ними идеалу. По внешнему виду они
были как будто наши: с бородами, в клобуках..." [8]
.
Будет удовлетворено это требование.
Все очень удобно. Надо
только признать власть папы, но это такая малость по сравнению с
величием украинского патриархата. Сегодня униатство не воспринимается за
пределами Западной Украины, но патриархат с православным епископом в
патриархах создаст видимость самостоятельности, и уния в таком виде
может быть принята.
Если объективнее подойти к чаяниям епископов
накануне Брестской унии, то следует, конечно, признать, что искали они
не диалога любви, а своих земных выгод. К католичеству они захотели
присоединиться, пытаясь сохранить под натиском поляков после Люблинской
государственной унии, свое положение в Литовском государстве. В
Католической церкви они хотели получить тот же статус, что и имели у
Константинопольского Патриарха до появления братств - то есть
фактической автокефалии.
Ориентация на этих епископов есть, на самом
деле, пропаганда той безнравственности, которую они собой олицетворяли,
ища безмятежного покоя на земле для удовлетворения своих
страстей.
Подлинная вера отцов будет предана и получится то, что
предрекал Собор РПЦ 1948 года: пойти навстречу экуменизму - это значит
"продать хранимое нами сокровище веры за чечевичную похлебку земных
выгод и принять участие в уловлении душ человеческих годами" [9] . Для
Православия все это создает угрозу того, что, несмотря на
провозглашенную свободу совести, с православными просто перестанут
считаться. В том восприятии, которое навязывается народу ревнителями
унии, Православие характеризуют следующие черты: "ограниченность
церковного сознания, конфессиональный триумфализм или самопревозношение,
эгоизм, ксенофобия, этатизм (ориентация на зависимость от государства),
атавистические претензии на исключительность в свидетельствовании
истины", в общем - закрытый тип сознания в противоположность открытому
[10] .
Признается вместе с тем, что некоторые пережитки этого есть и у униатов,
но новая живительная струя экуменического обновления очистит униатство
от них.
Не надо забывать, что деятельность Шептицкого направлялась ни
много ни мало, как на всю Россию. В 20-ые годы он поставил Леонида
Федорова экзархом католичества восточного обряда в России. Недавно
создан еще один экзархат Львовской униатской епархии: на сей раз в
Средней Азии [11] .
Униатство в экуменическом звучании наступает! Греко-католический
экуменизм имеет и еще одно направление своей деятельности - поиск путей
к достижению общения между Римом и Константинополем. Украинская
униатская автокефалия рассматривается здесь как необходимое связующее
звено между папой, "вселенским архиереем", и вселенским патриархом.
В
украинской диаспоре, после заседания смешанной богословской комиссии в
Аричче (Рим) в июне 1991, была создана т.н. Студийская группа Киевской
церкви. Пребывающие в юрисдикции вселенского патриарха православные и
униаты стали искать возможностей восстановления контактов между УГКЦ и
"церковью-матерью" - Константинопольским патриархатом. Предполагалось
выяснить, возможно ли при сохранении единства УГКЦ с Римом установить ее
полное евхаристическое общение с Константинополем, а тем самым и
восстановить общение в таинствах между православными и греко-католиками
на Украине.
С августа по июнь 1995 года в Стемфорде (США), Оксфорде,
Оттаве и вновь в Стемфорде, а также в Шевтони и Риме состоялось 6
заседаний Студийской группы. На первой же встрече глава УПЦ в США
еп.Всеволод (Майданский) заявил, что изучение богословия убедило его в
том, что "католицизм и православие - это одна Церковь, и мы должны
восстановить наше экклезиологическое евхаристическое общение...Поскольку
Киевская церковь действительно пребывает в общении как с Римом, так и с
Константинополем в течение всего периода времени после схизмы, то
существует ли малейшее основание для того чтобы Киевская церковь не
восстановила это свое внутреннее единство на той же основе?" [12]
.
Сегодня на Украине происходят события воистину мирового значения.
Примечания:
- Из выступления президента Украины на сессии Верховной
Рады Украины 2 апреля 1996 года // Православна Сумщина, 1996, N 4.
С.3.
- Голос Украйны, 24 ноября 1992.
- В.А.Никитин. Христианские братства и духовное
возрождение России // Логос, 1992. N 47. С.4.
- Последнее время сотрудник института социологии НАН
Украины Н.Кочан активно заявляет о себе как о специалисте по решению
униатской проблемы. Недавно она выпустила книгу "Украинский зарубежный
греко-католицизм" (Киев, 1992). Она является автором многих публикаций
в периодических изданиях: "Киевская митрополия в середине XV века и
проблема единства церквей", "Берестейская уния: трансформация идеи",
"Уроки экуменизма", "Украинский католицизм в экуменическом измерении"
(В сб.: Философская и социологическая мысль. Киев, N 7-8. 1995.
С.3-30), "Брестская уния и Украинская католическая церковь в
экуменической переспективе". Последняя статья напечатана в
экуменическом журнале "Логос" (Брюссель; Мюнхен; Москва; 1995. N 50).
- Н.Кочан. Брестская уния и Украинская католическая
церковь в экуменической переспективе // Логос, 1995. N 50. С.32.
- Н.Кочан. указ. соч.
- Irenikon. 1996. N 1. С. 143-144.
- Евлогий (Георгиевский), митр.. Путь моей жизни.
М., 1994. С.306.
- Н.Кочан. указ. соч.
- Н.Кочан. указ. соч.
- НГ-религии. N 1. 30 января 1997. С.3.
- Н.Кочан. указ. соч.