Если бы наша власть хоть раз продемонстрировала к
православным даже сотую долю того угодничества и подобострастия, которую
демонстрирует к католикам накануне папского визита, то нынешняя ситуация не
вызывала бы тех нареканий. Папа еще не разу в Украине не был (и не известно,
будет ли), ровным счетом ничего примечательного об Украине не написал, а
деяния его подопечных в Галиции вот уже десять лет являются головной болью
независимого государства, однако благодарная держава уже отштамповала почтовую
марку в честь понтифика, с его изображением на фоне римского собора св. Петра
иСофии Киевской. Много ли марок с изображением православных деятелей,
мучеников и подвижников в Украине было выпущено? Почему бы не выпустить марку
с изображением Киевского митрополита Гервасима, заживо сожженного князем
Свидригайло, или экзарха Никифора, уморенного голодом униатами в тюрьме
Мариенбурга? Или, скажем, марку в память о разрушении православного Киева в
1651 году польско-литовским войском Яна Радзивила. Тогда был выжжен весь город
(в том числе и древнейшая церковь Руси Пресвятой Богородицы, в которой был
погребен святой равноапостольный князь Владимир), разграблены и опустошены
Печерский, Межигорский, Никольско-Пустынный, Михайловский Златоверхий,
Выдубецкий монастыри, Софийский собор. Были истреблены горожане и
священнослужители, защитники святынь, уничтожены "книги старовечные",
захвачены ценности, даже колокола поснимали со всех церквей и на стругах по
Днепру отправляли с Украины. Расстроенный гетман Богдан Хмельницкий в своем
послании гневно укорял казацкого полковника А. Ждановича, не защитившего Киев:
"Учинил недобро: самой стольный город, и церкви Божии, и святые мощи, откудова
православная христианская вера зачалась и воссияла, яко солнце, выдал в
лятцкие в еретические руки на поруганье!". Киев практические перестал
существовать: даже через пятнадцать лет после этой катастрофы, население его
составляло менее десяти тысяч человек.
Православные греки тысячу лет не пускали папу на свою землю
и даже не разрешили провести традиционный обряд ее целования, памятуя о той
ране, которую нанесли Православию крестоносцы, разрушив в 13 веке святыни
Константинополя и саму столицу. Зная, как греки трепетно относятся к своей
истории, папа просил прощение за это древнее злодеяние. Однако никому из
греков и в голову не пришло изобразить папу на фоне разграбленной Айя-Софии
Константинопольской.
У нас же власть, вопреки протестам Православной Церкви
пригласившая папу, словно и не от народа сего: ни веры его не знает, ни
истории его не помнит. Почему папу изобразили не на фоне униатского
кафедрального собора св. Юра во Львове или римо-католического собора св.
Александра в Киеве, а на фоне Софии Киевской, единственного сохранившегося
древнейшего православного храма? Какое понтифик отношение имеет к православным
святыням Украины?
Единственное: католики эти святыни захватывали и разоряли,
а казаки их отбивали и возвращали православным.
Вероятнее всего, эта марка - просто очередная провокация
униатов. Помниться, несколько лет назад в Украине появился плакат, на котором
под омофором Рима были изображены основные храмы католиков в мире, и среди них
- София Киевская! Это вызвало бурю негодования православных в Украине,
поскольку зримо указывало на посягательство Ватикана на чужие святыни.
Попробовал бы кто-то изобразить папу на фоне православных святынь Стамбула,
Белграда, Афин или Москвы - был бы международный скандал. У нас же
святотатствует собственная "всенародно избранная" власть!
Нет сомнения, что она во время визита предложит папе
"немножко послужить" именно в Софии Киевской. И не потому, что папа не видел
столь древнего храма (в Италии сохранились сотни более древних и знаменитых
соборов), а для того, чтобы лишний раз унизить и выразить пренебрежение к вере
собственного народа. Ведь Достойный Брат римского папы, Блаженнейший Владимир
так не разу и не служил в главном храме города, в котором он является
каноническим, законным, признанным всем христианским миром митрополитом.
Столичные и правительственные держиморды не пускали. Ибо все принадлежит им, а
не Православной церкви, которую атеистический режим семьдесят лет добивал; все
- от храмов до мощей святых угодников - дают лишь в аренду или "пользование".
Для кого-то кощунство, а для нас норма. Ведь все "верные Русланы"
православного ГУЛАГа на своих местах, стали государственными деятелями, как
Леонид Кравчук, парламентариями, "религиоведами". Та же ненависть к
православию, тот же диктат, тот же надзор над церковью. И рычаги давления и
шантажа крепко в руках держат.
Вот "попросил" в 1992 году Президент Кравчук украинских
епископов не выгонять из Церкви своего старого приятеля Филарета, обвиненного
в многочисленных церковных преступлениях. Ведь столько лет церковь вместе в
руках держали, один от ЦК КПУ, другой - от КГБ. Не послушали епископы своего
старого конвойного, переизбрали Филарета, да еще священнического сана лишили.
Осерчал Леонид Макарович: обнаглели попы - всегда слушались, а теперь свободы
и независимости захотели. Дал указание, и в миг организовали для старого
товарища новую "церковь", которой тут же передали кафедральный Владимирский
собор, здание экзархата и всю кассу украинского православия. Пришли
православные принимать дела и сооружения, а им говорят: это уже не ваше, и
вашим вот уже семьдесят лет не было, а принадлежало державе, и сейчас она сама
определяет, кому и на какое время и что возвращать. Не послушались Президента,
он нашел им другого хозяина, будете теперь без средств и кафедрального собора.
Против произвола и ограбления восстали церковные иерархи, юристы,
правозащитники, даже Генеральный прокурор. Генпрокурора сняли, а остальным
заткнули рты и напомнили, что у нас еще "та" держава. Пробовал министр юстиции
Сергей Головатый объяснить, что в правовой державе церковное надо отдавать
церкви, и именно той, у которой имущество и храмы после установления Советской
власти забирали, а не всем желающим или просящим. И отдавать надо по закону, а
не за взятки или политические симпатии. Не поняли юриста, потому что это не
по-нашему.
А ведь все православные храмы в Украине - это храмы на
крови. Только митрополитов Киевских с 1918 по 1940 погибло семь человек.
Митрополит Константин, убитый во время допроса в Лукьяновской тюрьме, в своих
показаниях указывал, что в 1934 году, ко времени его назначение на киевскую
кафедру, в некогда обширной епархии действующими оставались лишь 16 приходов,
остальные храмы были отобраны под хлебозаготовки или "перепрофилированы" на
культурные нужды.
Нынешний архиепископ Черкасский и Каневский Софроний провел
многолетние архивные изыскания по репрессированным священнослужителям,
погибшим на территории нынешней Черкасской области в 1928-1938 годах. Таковых
оказалось около трехсот. 102 из них в 1997 году как мученики и исповедники
веры были причислены к лику святых. Вместе с тем, открылась традиционная
картина их гибели. Как правило, она связана с храмом и осуществлялась по такой
схеме: власти постановляли закрыть, разобрать или "перепрофилировать"
православный храм в отдельном населенном пункте. Естественно, на защиту дома
Господнего, поднимались местный священник и члены приходского совета. Их
запугивали, затем арестовывали и отдавали под суд "тройки". "Тройка", как
правило, приговаривала священника к расстрелу, а членов приходского совета,
пожилых людей, к высылке, откуда они, в основном, уже и не возвращались.
Сейчас в епархии идут исследования и подготовка к канонизации двадцати монахов
Киево-Печерской лавры, которые после разгрома в 1926 году монастыря были
высланы за 101 километр, в Черкассы, а затем - расстреляны.
Так что все монастыри и храмы Украины, являются святынями
еще и потому, что обагрены мученической кровью православных христиан.
Естественно, устраивать вокруг возвращения православных святынь политические
торги ("отдадим - не отдадим", "посмотрим на ваше поведение", "выборы
покажут") - глумление над верой, историей и памятью. Однако эту удавку на шее
православия власть не собирается ослаблять. Она прекрасно понимает, что
православные не откажутся (подавитесь!) от своих святынь: разрушенный,
отданный фирмам или сектам православный храм - это живой укор всей Церкви.
Особенно примечательна практика растягивания "процесса" на много лет и
передачи имущества по частям: сколько чиновничества кормиться вокруг этого!
Кощунственным является и передача православных святынь неорелигиозным,
антиправослвным структурам, типа филаретовского раскола. Созданный девять лет
назад он просто не может претендовать на имущество репрессированной церкви,
поскольку у него никто, ничего не забирал. В 1993 году Святейший патриарх
Московский Алексий II в письме на имя министра юстиции Украины Василия
Онопенко официально отказался от всех прав Русской Православной Церкви на все
имущество и сооружения, экспроприированные у нее богоборческим режимом, и
указал свою правопреемницу в независимом государстве - Украинскую Православную
Церковь. Однако Павел Лазаренко, а за ним Александр Омельченко незаконно
передали Филарету святыни православия: один - Выдубецкий монастырь, другой -
церковь Богородицы Пирогощи. На каком основании - неизвестно. Как, видимо, и
полагается в державе, которую считают самой коррумпированной страной мира!
Замечательна и история с восстановлением Успенского собора
Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В 1992 году после захвата боевиками
УНСО Владимирского собора, крупнейшая церковь мирового православия (общин у
Украинской Православной Церкви в Украине больше, чем даже общин Русской
Православной Церкви в огромной России), осталась без кафедрального собора. С
Президентом Кравчуком говорить было бесполезно: он сам покровительствовал
разбоям, творимым Червонием и Поровским. Леонид Кучма заявлял о своем
намерении выгнать "расстриженного" из Украины, чтобы тот не позорил страну.
Однако организованный Филаретом "черный вторник" в июле 1995 года, когда
раскол и правая оппозиция выступили одним фронтом против Президента, настолько
его напугали, что грозный кулак Филарета мерещится ему до сих пор. Власть
пошла на компромисс с расколом, закрыла уголовные дела по гибели Романюка и
трагическим событиям "второго софийского побоища". А вскоре Кучма стал
появляться в кампании Филарета так же часто, как и Кравчук. О том, что Церковь
продолжает оставаться "бездомной", старались не вспоминать. Тогда-то впервые и
родилась идея восстановить Успенский собор лавры в качестве кафедрального
собора УПЦ. В 1998 году Блаженнейший Владимир обратился к властям с просьбой
передать руины собора Церкви, чтобы она объявила сбор пожертвований и
восстановила его за собственные средства по утвержденному государством
проекту, и под контролем государственных структур. Идею с жаром поддержали
некоторые министерства, но против выступил столичный мэр. Вскоре было
объявлено, что держава восстановит святыню за бюджетные средства, поскольку
признает вину перед Церковью: власть разрушала, власть и будет
восстанавливать.
В 1999 году Президент и Блаженнейший заложили первый камень
в фундамент возрождаемого собора. Дело было предвыборное, многие ожидали
подвоха, но Леонид Кучма целовал крест и так искренне и возвышенно говорил о
православии, что ни у кого не оставалось сомнений: наконец-то у Церкви будет
свой кафедральный собор. Александр Омельченко затем подарил Блаженнейшему его
портрет на фоне Свято-Успенского.
Святая Печерская обитель начало строительство встретила,
как праздник. В кои-то веки власть решилась сделать что-то доброе для
Православия, не на словах, а на деле. Монастырь принял строителей, как отцов
родных, взял их на своей пансион, кормил и обогревал. Православные епархии
перечислили сотни тысяч гривен в помощь строительству, настоятель монастыря
выделил средства на иконостасы нижнего яруса. В течении девяти месяцев,
ежедневно, до пятидесяти монахов и слушателей лаврских духовных школ трудились
на подсобных работах строительства.
Наконец, храм был построен, освящен. Не дожидаясь
завершения внутренних работ, в канун Рождества 2001 года, правительство
приняло постановление, которое привело православных в шок. В нем без труда
угадывалась рука филаретовца и униата гуманитарного вице-премьера Николая
Жулинского. Постановление гласило: "Восстановленные Свято-Успенский собор
Киево-Печерской Лавры и собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве
включены в перечень культовых сооружений - выдающихся памятников архитектуры,
которые не подлежат передаче в постоянное пользование религиозным
организациям". Сам факт "непередачи" якобы служит некому "примирению"
верующих. А для проведения богослужений и отправления обрядов помещения
соборов "могут предоставляться по отдельным просьбам религиозных общин".
Более нелепые формулировки и придумать невозможно. Но что
не сделаешь, чтобы напакостить православным! Во-первых, железобетонные
новостройки, муляжи памятников, не могут считаться "выдающимися". Во-вторых,
они должны быть переданы не "религиозным организациям", а Церкви, которой
принадлежали - УПЦ. Но главное - вся возвышенная риторика Леонида Кучмы и
целование креста у стен Свято-Успенского, действительно, оказались жалкой
предвыборной "пиарщиной".
Теперь Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель
Церкви, к которой, даже по официальным данным, причисляют себя 35 миллионов
украинцев, Достойный Брат римского папы, чтобы получить разрешение провести
разовую службу в соборе, восстановленного державой вместе с Церковью, должен
написать прошение, обосновать необходимость, собрать по чиновничьим кабинетам
разрешительные подписи, наконец, отправить в храме Божественную литургию и
возвратить ключи чиновникам. Даже Муссолини в Италии, на родине фашизма, не
додумался до такого. У нас же сие не считается даже унижением.
Вообще иногда складывается впечатление, что власть ведет
себя, как тот жлобоватый бессовестный недоросль, который хочет выглядеть перед
богатым гостем европейцем, а потому свою измученную, в обносках старушку-мать
пытается спрятать в пыльном чулане, чтобы гость не догадался, кем является
"юный европеец" на самом деле.
Пиар, еще пиар...
Одно из самых больших разочарований подготовки визита - это
могучая пиаровская кампания, начатая его организаторами. Думалось, что Святая
Римо-Католическая Церковь никогда не прибегнет к информационным технологиям,
которыми пользуются сугубо политические структуры.
Все-таки в Украину едет не прожженный политикан, а глава
великой Церкви, который не боится острых углов и правды, и потому нет
необходимости организаторам что-то замалчивать, перекручивать факты и просто
откровенно лгать. Этого мы уже все давным-давно объелись.
Организаторы никогда не скрывали, что они больше всего
боятся прессы. Мол, будут напоминать не то, что надо. Конечно, напоминать в
газетах о том, что произведения отца украинского народа Тараса Шевченко были
прокляты и сожжены католиками в Риме, что униаты множество раз разоряли
города, села, храмы и монастыри Украины, пролив море крови в давние времена, о
тех притеснениях, которые они творили в Галиции в во времена недавние - может
и не надо. Крутить по телеканалам документальные кадры кинохроники, на
которых, скажем, униатский митрополит Андрей Шептицкий благословляет униатскую
дивизию СС "Галычина", пожалуй, тоже не стоит. Все это, разумеется, может
сорвать триумфально-подиумное шествие папы по Украине.
Однако и забывать об этом не надо, прежде всего самим
"папаприемщикам". Чтобы относиться к украинцам не как к "быдлу" и стаду,
которое не помнит, ни своей веры, ни своей истории, ни своей культуры, ни
самих себя, и поэтому должно выть и визжать от восторга, завидев легендарный
папа-мобиль, - а как к народу, у которого есть и боль, и достоинство, и
память. Христианам нечего скрывать, и Церковь должна открыто давать ответы на
все, даже самые "неудобные" вопросы. В этом случае, визит может оказаться не
столь патетическим, не будет напоминать слепое папапоклонство, зато станет
более уважительным к Украине, продуктивным, и уж, конечно, более христианским.
Ведь событие и вправду историческое. Для украинской
общественности (хотя наличие таковой, судя по всему, и властями и
организаторами визита вообще отрицается) важно не столько поклонится папе (к
чему ее только и склоняют), но и разобраться во многих сложных вопросах как
прошлого, так и настоящего. Гражданин Украины тоже - "человек мыслящий".
Однако ни одной дискуссии, ни серьезного разговора проведено не было. Весь жар
и пыл идет в восторженную агитацию: придите поклонитесь папе, это так
замечательно, от этого любой становиться счастливее, так делают во всех
странах, куда он приезжает и т.п. и т.д.! Словом, не так страшен папа, как его
малюют забитые и невежественные православные.
Более того, организаторы предприняли беспрецедентную акцию:
в Рим были приглашены чуть ли не две сотни сотрудников ведущих украинских СМИ,
где их посадили на полный пансион, и дали возможность пожить и отдохнуть в
Вечном городе (кто бы им еще такое устроил). Теперь, отрабатывая дармовую
поездку, многогласый хор масс-медиа воспевает хвалу папе и организаторам
визита. При этом совершенно потеряна не только критическая оценка
происходящего, но и "ретранслируется" дезинформация. Обратимся к тому, что
скрывают госчиновники и о чем так вдохновенно лгут газеты и телеканалы, с
подачи, разумеется, организаторов визита.
Например, все СМИ с энтузиазмом сообщили, что некий штаб по
подготовке визита открыт в КПИ, куда были приглашены ректоры всех столичных
вузов, где им один из организаторов визита о. Теодосий Янкив объяснял в какой
сектор, когда и куда вести студентов на летное поле для встречи с папой.
Разумеется, само нахождение агитштаба в вузе является противозаконным (у нас
школа отделена от церкви), привлечение в административном порядке студентов
для участия в религиозных службах - незаконно вдвойне. Попробовал бы какой
православный священник прочитать в вузе лекцию о вере Богдана Хмельницкого и
Тараса Шевченко - сколько бы министерств подняло вой! Попы тянут религию в
светский вуз! А здесь - целый штаб. А куда потянут ректоры студентов? Они
потянут их не для слушания лекции о католицизме, а для участия в мессе. А что
будет после? "Киевские ведомости пишут": "А еще четыре сотни священников после
обряда превращения вина и хлеба в кровь и плоть Христову угостят святынями
весь честной народ". В переводе на церковный язык, это означает, что студенты
в числе других 300 тысяч свезенных на летное поле киевлян будут принимать
участие не только в литургии, но и главном таинстве. Церкви - причащении,
причем из рук католических священников. А это очень серьезно. Однако,
причаститься в ином вероисповедании можно лишь при условии отречения от
вероисповедания предыдущего. Поэтому акция встречи с папой и с "угощением
честного народа" на самом деле является акцией массового отречения от
Православия. Этого могут не знать ректора и журналисты, но ведь католический
священник о. Теодосий это прекрасно понимает, и обязан честно предупреждать
ректоров и студентов, чтобы кто не совершил по недоразумению опасного для
верующего человека поступка. Видимо, недаром в православных странах - Греции и
Грузии - никакого бессознательного "папапоклонства" не допускали, а к участию
в мессах допускали лишь католиков.
Не менее поразительные откровения изрекает о. Теодосий на
телеканалах и по истории христианства в Украине. Например, он с жаром говорит,
что папа и является представителем того христианства, которое пришло в Украину
тысячу лет назад. Допустим, святой отец не читал "Повесть временных лет" и
другую обширнейшую национальную летописную и святоотеческую литературу, и
ничего не знает о "выборе веры" и святом равноапостольном князе Владимире,
крестителе Киевской Руси. Но, быть может, он что-нибудь слышал о просветителях
славян равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, памятник которым стоит в
Закарпатье. Эти греческие монахи, как известно, изобрели письменность, давшую
историческую жизнь всем славянским народам. Известно сколько притеснений
претерпевали братья от католических епископов за то, что внедряли в Моравии
богослужения на славянском языке и обучали славянской грамоте. Папа то
разрешал, то запрещал деятельность просветителей. Но в конце концов, умер св.
Кирилл, а Мефодий оказался в тюрьме, где в ужасных условиях провел три года.
После смерти просветителя 200 его учеников были изгнаны или проданы в рабство
в Венецию, и не известно, как бы сложилась история славян, если бы изгнанников
не выкупили и не приютили православные сербы и болгары. Может быть, совсем бы
исчезли, как хазары, половцы и печенеги. Кстати, последняя попытка заменить
кириллицу латиницей и перевести на нее украинский язык предпринималась в
Галиции в XIX веке.
Во времена киевской Руси, Рим всегда "помнил" о Киеве. В
1204 году крестоносцами была разрушена столица Првославия - Константинополь, а
в 1207 папа Инокентий III обращается "ко всем русским епископам, клиру и всему
русскому народу" с требованием отречения от Православия, поскольку "страна
греков и вся их церковь почти полностью вернулись к признанию Апостольского
престола". Папские притязания были отвергнуты, и киевская митрополия
оставалась православной. После монголо-татарского нашествия древнерусские
князья Михаил Черниговский, Андрей Суздальский, Данило Галицкий искали в
католических странах союзников в борьбе с завоевателями. "Помощь" пришла в
1242 году в виде крестового похода рыцарей католических орденов меченосцев и
тевтонцев против Руси, который благословил сам римский папа. Куда бы двинулись
крестоносцы с севера, не окажись на их пути св. Александр Невский? О
многовековом, кровавом противостоянии католиков и православных времен
польско-литовского господства и напоминать как-то неловко - это знает любой
школьник. Но католическому священнику почему-то необходимо заниматься вот
такой дезинформацией. О журналистах вообще промолчим.
Подарок униатам
О последствиях визита пока говорить рано. Но одно из них
вырисовывается достаточно четко - это всемерное и, признаться, мало
прогнозируемое укреплении униатства. Десять лет власти придерживались той
точки зрения, что за пределы Галиции распространение этого принципиально
конфликтогенного радикального ответвления католицизма нежелательно. По крайней
мере, в те регионы, где его отродясь не было. Но вот было объявлено о переносе
резиденции униатского кардинала из Львова в Киев и строительстве в столице
гигантского униатского собора. Видимо, в Западной Украине они уже свои дела
завершили, теперь надо плотненько браться за центр. Любомир Гузар, униатский
кардинал сразу перешел в наступление на власти, заявив о необходимости
реабилитации УГКЦ и возвращении имущества. Ему начал вторить Леонид Кравчук,
утверждая, что в советские времена униатская церковь пострадала больше других.
Любопытно, что о необходимости реабилитации Ватиканом Православной Церкви в
Украине и возвращения ей всего отобранного за столетия, вывезенного из Украины
имущества, а также о покаянии, за то "море слез и крови", пролитой в Украине
униатами, о чем писал Тарас Шевченко, эти аксакалы "религиозного
фронта"дипломатично умалчивают.
Если для Леонида Макаровича слабое знание истории
простительно (он, как известно, и о голодовках в Украине узнал лишь из
публикаций перестроечного "Огонька"), то господин Гузар должен понимать, что
после столетий насилия, творимого над православным народом, представлять унию
безвинной жертвой в стране Кобзаря и Хмельницкого - по крайней мере, неэтично.
Уния была создана польским правительством четыреста лет
назад с единственной целью - обратить народ в католицизм, привести под омофор
папы римского. Считалось, что украинцы невежественные, не разбираются в
Символах веры, но зато склонны к любованию православным обрядом. Поэтому,
являясь католиками по вере, им разрешили использовать греческий православный
обряд (что вызвала гнев греков и православных) и национальный язык вместо
латыни. Вот на таком кентавре и решили привести Украину в Рим. Однако народ, и
прежде всего запорожские казаки, оказались не столь невежественными и поднялся
на защиту своей веры. Правительство ответило всевозможными репрессиями,
которые продолжались два столетия. Любопытно, что оплотом сопротивления долгие
годы был именно Львов, но плетью обуха не перешибешь, и центр защиты веры
переместился на восток, к казакам. Поводом едва ли не для всех казацких смут и
восстаний служили притеснение православной веры, "окатоличевание" монастырей и
храмов. Примечательно, что и в Польше в прошлом веке правоверные католики уже
относились к униатам, оказавшимся на их территории после "разделов" Украины,
как к некому вероисповедальческому "недоразумению", и нередко притесняли их.
Ныне униаты напрочь "забыли" многовековую историю своего
существования в Украине, и то, что многие древние храмы Галиции (в том числе и
собор св. Юра) исконно были православными. Австро-венгерская монархия
преследовала православных не хуже Речи Посполитой. Кто их буде
реабилитировать? Или история начинается лишь с 1946 года, когда уния была
упразднена и начала свой "мученический путь"? Разумеется, все жертвы
сталинских репрессий должны быть реабилитированы. Однако и здесь надо быть
честными и откровенными, по крайней мере, не противопоставлять
"униатов-мучеников" "православным-насильникам". Мы уже приводили данные, что в
одной крошечной Черкасской области было репрессировано больше православных
священников, чем во всей униатской церкви, которая ныне готовит к канонизации
28 пострадавших за веру служителей.
Кроме того, греко-католической церкви надо ответственно
разобраться в свое истории времен гитлеровской оккупации. То, что униатский
митрополит Андрей Шептицкий в начале войны приветствовал "победоносное шествие
немецких войск", допустим, можно объяснить его "заблуждениями" насчет целей
фашистов "на восточном направлении". Но как объяснить совместное создание в
1943 году униатами и фашистами дивизии СС "Галычина", духовником которой был
помощник Шептицкого Иосип Слипый, а капелланами - униатские священники?
Ведь в это время уже было очевидно, что целью нашествия
является отнюдь не борьба со сталинизмом, а тотальное порабощение народов, в
том числе и украинского. Ведь уже были сожжены тысячи сел, разрушены города,
миллионы убитых, вывезенных в Германию на рабский труд и концлагеря. То, что
сам Андрей Шептиций прятал, как нам рассказывают, еврейскую семью, не
оправдывает участие униатской церкви в создании дивизии карателей.
Православные славяне - болгары, будучи даже союзниками Германии, отказались
участвовать в ее "восточном походе".
Аресты лидеров униатской церкви, обвиненной в пособничестве
оккупантам, начались не в 1946 году, а сразу после освобождения Галиции. Тогда
же был арестован и Иосип Слипый, наставник нынешнего украинского униатского
кардинала Любомира Гузара. Преступления фашизма оказались столь ужасными, что
не только в СССР, но всей Европе начались суды на коллабриционистами.
Множество организаций, запятнавшие себя связями с нацистами, были запрещены и
распущены. Та же участь ожидала и униатов, недаром многие из них бежали вместе
с отступающими немцами. Время фашисткой оккупации - не лучшая страница в
истории униатской церкви, и надо, действительно обладать полным отсутствием
чувства меры, чтобы требовать у одной из самых пострадавших от фашизма стран -
Украины, реабилитации и покаяния за послевоенное упразднение унии.
Думается, что не столь уж трагичным был для униатов и
Львовский собор 1946 года: половина от довоенного числа униатских священников
-- 997 - подписали прошение о присоединении к Православной церкви, которая в
годы войны проявила себя как патриотическая организация. Это дало возможность
многим не только вернуться к вере прадедов и преодолеть раздвоенность между
верой и национальной историей народа, но и избежать расследований и
преследований, а главное - сохранить христианскую веру и храмы в Западной
Украине. Если бы сталось по-иному, то вряд ли УГКЦ (хоть и не по-христиански)
смогла бы через столько времени буквально за несколько лет восстановить свое
довоенное присутствие в регионе и даже намного превысить его (в то время, как
Православная Церковь в Украине не восстановила и половины своих "
дореволюционных" общин).
Греко-католическая церковь в Украине фактически
реабилитирована: как во времена польско-литовского государства, все, что могли
при помощи властей забрать - забрали, кого могли перевести в унию - уже
перевели. Сегодня УГКЦ по количеству приходов в Украине уступает лишь УПЦ и
является по этим показателям второй конфессией в стране. К сожалению, ничего,
кроме обострения межконфессиональных отношений, восстановление УГКЦ не
принесло. Захваты, конфронтация, провокации. Власть решившая в преддверии
папского визита передвинуть центр униатсва в Киев, закладывает проблемы на
будущее, которые решать придется уже православным. Но, видимо, это еще не
последний предвизитный сюрприз...