Уния в ХХ веке
ОТРЕКАТЬСЯ - ПЛОХАЯ ПРИМЕТА
/Вокруг визита папы римского в Украину/
Полемические заметки


Василий АНИСИМОВ

Как мы и предполагали, общественно-политическая обстановка вокруг визита Иоанна Павла II в Украину мере приближения время "ч" продолжает накаляться. С одной стороны раскручивается невиданная пропагандистская кампания о папе, католицизме и визите. Редкий телеканал обходиться без информационного дневника о подготовке к "историческому событию". С экранов не сходят папские организаторы и пропагандисты, которые уже объявляют католицизм верой, пришедшей в Украину тысячу лет назад. Власть, со своей стороны, развернула бурную деятельность по обустройству визита и привлечение к участию в католических мессах граждан, не жалея для этих благих целей бюджетных миллионов. Было даже объявлено о выпуске специальной почтовой марки, на которой понтифик изображен на фоне римского собора св. Петра и Софии Киевской. По филателическим правилам изображения различных деятелей на почтовых марках помещают лишь после их кончины, но, было сказано, для папы сделали исключение. Какое отношение имеет римский архиепископ к древнейшему православному храму Украины и вовсе непонятно.
Несмотря на послание римского папы Блаженнейшему митрополиту Владимиру, никаких консультаций с православными по поводу визита не проводятся. Более того, новоиспеченный униатский кардинал Любомир Гузар, который и до этого славился своими провокационными высказываниями, заявил, что против визита выступают лишь "фанатики". Естественно, причисление верующих крупнейшей, исторической церкви Украины к "фанатикам" способствует лишь обострению конфликта. Видя, что власть ради "поднятия своего международного престижа" гнется и стелится, униаты наращивают свое давление на нее. Тот же Гузар заявил о необходимости официальной реабилитации УГКЦ и переносе резиденции униатского кардинала из Львова в Киев. Столичные власти уже выделили землю под строительство грандиозного униатского собора на Русановке.
В свою очередь, кроме православных епархий, с требованием переноса визита выступили православные братства, начавшие пикетирования госучрежений. С резким заявлением, расценившим визит, как "политическую провокацию" выступили левые партии. Подобные заявления готовит ряд право и левоцентристских партий и объединений. Скептически относятся центристские и некоторые право-центристкие партии, представители которых сообщили, что "определятся в оценках" ближе к визиту.
Предвидя такой поворот событий, организаторы провели дополнительную пиаровскую акцию: в Рим была отправлена целая армия журналистов ведущих украинских телеканалов и газет (а также примкнувших к ним нардепов -униатов и филаретовцев) для ознакомления, экскурсий и отдыха. Месячная виза, бесплатные проезд и питание. Их приветствовал сам понтифик. Нет сомнений, что теперь, отрабатывая дармовое путешествие в Вечный город, наши "независимые" СМИ устроят такую "мочиловку" противникам папского визита в Украину и самой Украинской Православной Церкви, что мало не покажется. Дело обычное: продажность бедности сестра...
Опять же наружу вылезли все болячки наших церковно-государственных отношений, а представленные 22 мая Кабмином изменения и дополнения к Закону "О свободе совести и религиозных организациях" свидетельствуют о стремлении государства жестко подмять под себя украинские конфессии.

О времени мощения дорог.
А тем временем Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир митрополит Киевский и всея Украины получил ответное послание папы римского Иоанна Павла II. Его доставил в Киев личный посланник понтифика.
В письме говорится:
"Его Блаженству Владимиру митрополиту Киевскому и всея Украины
Я получил письмо, обращенное ко мне и переданное 23 февраля с.г. Апостольской Нунициатуры в Киеве. Хочу Вас заверить, что я с большим вниманием прочитал то, что Ваше Блаженство, хотели высказать о моем Апостольском Паломничестве в Украину, которое по приглашению католических Епископов и Президента Украины с Божьей помощью собираюсь осуществить в июне месяце этого года.
Хочу особенно сердечно воспользоваться возможностью прислать Вам, Достойный Брат, это письмо, чтобы сообщить Вам, что наконец-то смогу как Вселенский Пастырь Католической Церкви после повторных приглашений ответить на искреннее желание украинских католиков - многочисленных и глубоко укорененных в этой стране - встретиться с ними и утвердить их в вере в Иисуса Христа, нашего единого Господа. Апостольский Нунций в Украине, Архиепископ Николай Етерович не упускал возможности сообщать Вам про эти приглашения, как и о программе моего Визита.
Именно с таким настроением готовлюсь к тому, чтобы прибыть как паломник до возлюбленной и шляхетной Украинской Земли. Меня вдохновляет чувство радости по поводу встречи с католическими братьями и детьми, а также чувство любви и евангельского братства ко всем в этом Народе, кто разделяет веру в Христа и желает также, как мы, свидетельствовать в мире любовь Бога Отца, явленную в его Сыне Иисусе Христе через Святого Духа.
Таким образом, будущим моим Визитом, хочу также засвидетельствовать постоянное и уважительное внимание к православным братьям, вместе с решительной установкой далее прокладывать дорогу диалога в правде и любви. Знаком этого глубокого взаимопонимания, которое имеет цель преодолеть любую проблему, возникшую между нами, является Смешанная Комиссия членов Украинской Греко-Католической Церкви и Украинской Православной Церкви - которая включает двух представителей Московского Патриархата и двух от Святого Престола, - которая заново создана, чтобы идти на встречу желанию Его Святейшества Патриарха Алексия II проверить отношения между католиками и православными в Западной Украине. Горячим моим желанием является то, чтобы эта Комиссия как можно скорее начала свою работу.
Именно для того, чтобы подчеркнуть стремление к единению, идя по повелению Божественного Учителя, ut uput sint - "да будут все едино"", я искренне хотел бы по случаю моего Приезда, встретиться также и с Вами, Достойный Брат, чтобы через братские объятья лично выразить Вам любовь, которую я питаю к Вам и ко всем верующим Украинской Православной Церкви.
Пусть Господь подарит нам осознания общего участия в стремлении к единству между всеми христианами. Оно необходимо, чтобы проповедование Евангелия зазвучало с новым запалом во всем мире, аж до того времени, когда настанет всеми ожидаемый день радостной встречи с Воскресшим Христом, Господом вселенной.
Из Ватикана, 26 марта 2001
Иоанн Павел II"

Итак, судя по письму, компромисс между Ватиканом и Украинской Православной Церковью не найден. Римский папа с настойчиво стремится в Киев и откладывать визит до достижения меконфессионального согласия не намерен. Собственно говоря, поиск путей урегулирования православно-униатского конфликта в Украине предложено перенести на послевизитное время, когда "как можно скорее" начнет работать Смешанная Комиссия. Чем обусловлена такая позиция? Казалось бы, сначала надо проложить ту самую дорогу диалога, правды и любви, а затем уже тянуть по ней "папа-мобиль" с понтификом. Или на мощение дороги уже нет времени и сил?
Очевидно, что Иоанн Павел II, объезжая страны и континенты, ныне может лишь просить прощения за притеснения многовековой давности католиками православных и призывать к любви. Его возят как божество, живую реликвию, сокровище человечества. Это трагедия и католицизма и престарелого понтифика. Мир разделен, трагичен, пребывает в потрясениях и кровопролитиях, но он прагматичен, разумен, требует обоснований и аргументов. Церковь XXI века, исполняющая спасительную миссию, должна предъявлять нечто более весомое, нежели театрализованные поклонения папе.
Ныне римо-католическая Церковь и понтифик просто не в состоянии предложить разъединенному, деморализованному миру пути к христианскому единству и меконфессиональному примирению, как основе спасения человечества. Они лишь свидетельствуют о своем присутствии и архаически прозелитствуют, "заглатывая" обнищавшие и бедствующие народы восточнославянского православия. В целом же Христианские Церкви продолжают терять свой авторитет и влияние в мире. Чего стоит только год празднования 2000-летия Рождества Христова. Казалось, что правительства и государства внемлют во имя Христа-Спасителя призывам Церкви, и юбилейный год обойдется без войн и насилия. Куда там! Натовцы в христианской Европе бомбили сербов, а на Святой Земле лились реки крови, и людей погибло больше, чем за десять предыдущих лет. Никто не слушал ни православных патриархов, ни римского папу, но все блюли свои политические, экономические, далекие от христианских заповедей интересы. Таково реальное, а не мифическое влияние христианской церкви в мире. Да и зачем далеко ходить, если в последние годы униаты в Галиции, верные чада понтифика, под звон его посланий о христианской любви к православным братьям, разгромили три православные епархии...
Нет сомнения, что и в Украине архиепископ Рима будет ритуальные извинения за преступления униатов времен польского государства (разорение православных соборов и монастырей, насилие над украинским народом и гибель православных мучеников) и за недавние погромы православных приходов в западных областях. Удивительно только, почему эту функцию должен выполнять именно папа, а не новоиспеченный глава униатов Любомир Гузар или сонм нардепов-униатов, епископов, священников и просто верующих греко-католиков. Может, они не знают истории, не читали Грушевского и Шевченко, или не участвовали в шельмовании и погромах православных общин в Галиции? Папа признает наличие проблем в униато-православных отношениях и готов с Блаженнейшим митрополитом решить любую из них, но почему их в упор не видят тот же Гузар и прочие? Это же касается и наших властей, которые на фоне заявленных проблем выглядят не лучшим образом. Ведь Смешанная Комиссия, созданная под патронатом римского папы и московского патриарха, призвана заниматься не богословскими вопросами (ими давно занимаются другие комиссии), а проблемой попранных конституционных прав православных Галиции, которых изгнали на кладбища, не выделяют землю под строительство храмов, преследуют и притесняют местные власти. Но ведь это не столько компетенция предстоятелей церквей, сколько обязанность украинских властей. Разве Президент, как гарант Конституции, правительство, правоохранительные органы, Жулинский, Бондаренко и целая орда всевозможных чиновников не в силах создать такую же комиссию и заставить Василия Куйбиду и прочих держиморд выполнять законы и уважать права граждан демократического государства? Власть, призвавшая папу для решения внутригосударственных проблем, и впрямь выглядит высекшей себя унтер-офицерской вдовой. В свое время русичи подобным образом призывали варяга: "Приходите и владейте нами, ибо земля наша богатая, да порядка в ней нет"

Что за "приемщики", Создатель?
Вместо того, чтобы хоть как-то поспособствовать сглаживанию противоречий, власть с невиданным энтузиазмом бросилась, как в омут, с головой в организацию визита. Заодно началась традиционная кампания шельмования Православной Церкви в Украине. Телеканалы объявили о том, что руководители всех конфессий Украины дали согласия (будто кто-то их спрашивал и упрашивал!) на встречу с понтификом, кроме Предстоятеля Украинской Православной Церкви блаженнейшего Владимира митрополита Киевского и всея Украины. Удивительно, не правда ли? Восемь десятков конфессий, которые никакого отношения ни к Православию, ни к Католицизму не имеют, встречаются с понтификом, а Предстоятель Церкви-сестры - отказывается.
Встреча римского папы со всей "різноманітністю" религиозных верований украинской державы планируется на вечер второго дня пребывания в Киеве. Разумеется, после двух дней утомительных богослужений на летном поле, проповедей и встреч, нельзя обойтись без эрзаца традиционного "концерта мастеров искусств и фольклорных коллективов". Недаром местом встречи выбрана столичная филармония. На ней понтифику в течение часа будут представлять детище Госкомрелигии - "Всеукраинский Совет церквей" под управление Виктора Бондаренко. Мы хоть и не Зимбабве, но тоже не лыком шиты, можем продемонстрировать уникальную "карту религиозности" украинцев: чернокожих харизматиков, огнепоклонников, буддистов, чреду главных муфтиев, "православных лютеран", ну и, конечно же, изюминку национальной религиозной экзотики - отлученного от Церкви гражданина Денисенко (Филарета) в нарядах Святейшего Московского патриарха. Можно не сомневаться, такого папа еще в жизни своей не видел.
Дело в том, что главные враги католической церкви на Западе, сатанисты, используют отлученных от церкви священников для проведения свои бесовских месс. Собственно говоря, только таким людям сатанисты и доверяют проведение ритуалов в честь антихриста. Поэтому богобоязненные католики шарахаются от них, как от нечистого. У нас же, как известно, отлученный от Церкви, зарегистрирован Госкомрелигиии в качестве самозванного православного патриарха, а его "службы" проходят в присутствии первых лиц державы и транслируются по государственным телеканалам. Так что не будем удивляться, если при посещении Украины папа будет креститься на все четыре стороны, а, покидая, оставит о ней "самые неизгладимые впечатления".
Понтифик, как европейский человек, понимает, что соединять в отдельно взятой воспаленной голове не соединяемое - возможно. В медицине это называется шизофренией. Но если сим недугом охвачена едва ли не вся государственно-политическая элита? Например, нардепка, униатка и филаретовка, Лиля Григорович, за "подвижничество" награжденная "христианскими" орденами УПЦ-КП, возглавляющая многочисленное депутатское объединение "За поместную церковь", подписывающая послания Константинопольскому патриарху и даже представлявшая Украину на международных христианских форумах. Эта женщина накануне папского визита, в парламенте, на глазах у всей страны пыталась осуществить тягчайший грех сатанинской гордыни: покончить жизнь самоубийством, совершив акт самосожжения "во имя премьер-министра Ющенко и Украины". За такое преступление перед Богом, самоубийц, как и отлученных от Церкви, даже на христианских кладбищах не хоронят. Однако парламентские однопартийцы-"христолюбцы" расценили ее поступок как подвиг самопожертвования! И это в стране, где ежегодно до трех тысяч человек (дети, студенты, старики) добровольно уходят из жизни, а 20 тысяч вообще исчезает бесследно! Не лучшим оказался и сам премьер-министр: сначала он истово целовал поднесенную ему в сессионном зале икону, а затем публично заявил, что "готов сотрудничать даже с чертом (!)", разумеется, во имя все той же Украины. При этом никто даже не задавался вопросом: а нужно ли нашей несчастной затурканной стране, чтобы "во имя ее" правители сотрудничали с сатаной и совершали богопротивные деяния?
Очевидно, что наш деморализованный политикум лишь лицемерит и бессовестно играет в "религиозность" так же, как играет в "демократичность", "украинскость" и прочие. В мае 1997 года в центральных газетах ("Голосе Украины", "Независимости") появилось обращение, которое подписали 318 (!) столичных священнослужителей УПЦ и УАПЦ (настоятели православных храмов и монастырей, преподаватели духовных школ). Они выражали протест против попыток лидеров некоторых партий представить того же Михаила Антоновича Денисенко в качестве оплота демократии, свободы и украинскости. Священнослужители не только напомнили об аморальном для монаха образе жизни Филарета-Денисенко, о его связях с компартийными и карательными органами, но и привели знаменитые афоризмы бывшего митрополита о демократии и украинском языке: "Так и надо наводить демократию - танками" (о гибели людей в Литве), "Вообще украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид". В любом цивилизованном обществе обнародование таких "откровений" стало бы закатом политической карьеры любого деятеля. У нас же, напротив, этот человек становиться духовным лидером национально-демократических сил, восседает в президиумах Национального союза писателей и руховских съездов.
Так что танки и демократия, украинская литература и "польско-жидовский гибрид", ложь и правда, праведное и грешное, совмещаются у нас легко и непринужденно, без всяких претензий друг к другу. Теперь этот духовно-политический Вавилон, в качестве "папаприемщиков" готовит грандиозное рекламное шоу под названием "встреча понтифика с Украиной". Газета "Киевские ведомости", переврав, как водиться, названия украинских церквей, опубликовала материал "Подиум для Папы Римского", проиллюстрировав его снимком, на котором "патриарх Филарет" вместе с известным атеистическим "религиоведом" Анатолием Колодным "обсуждают насущные вопросы в связи с визитом Папы Иоанна Павла II".
Митрополит Владимир и епископат УПЦ оказались в одиночестве, некоторые газеты даже заявили о "политическом поражении" Украинской Православной Церкви в Украине. Пусть это называется поражением. Но, слава Богу, что нашлась хоть одна конфессия, отказавшаяся участвовать в этом шоу на политической ярмарке амбиций, и тем самым напоминающая своей сестре - Римо-Католической Церкви о достоинстве и высокой миссии Церкви Христа-Спасителя, которую не одолеют ни врата ада, ни "воротики" лживого поклонения, липкой угодливости и тщеславия мира сего. Христос ни разу не говорил своим ученикам о том, что для них будут воздвигать подиумы и свозить народы для поклонения, но много раз говорил, что они гонимы будут. Таков крест свидетельствования о Спасителе, истине и правде.

Об обидах и унижениях
Если бы наша власть хоть раз продемонстрировала к православным даже сотую долю того угодничества и подобострастия, которую демонстрирует к католикам накануне папского визита, то нынешняя ситуация не вызывала бы тех нареканий. Папа еще не разу в Украине не был (и не известно, будет ли), ровным счетом ничего примечательного об Украине не написал, а деяния его подопечных в Галиции вот уже десять лет являются головной болью независимого государства, однако благодарная держава уже отштамповала почтовую марку в честь понтифика, с его изображением на фоне римского собора св. Петра иСофии Киевской. Много ли марок с изображением православных деятелей, мучеников и подвижников в Украине было выпущено? Почему бы не выпустить марку с изображением Киевского митрополита Гервасима, заживо сожженного князем Свидригайло, или экзарха Никифора, уморенного голодом униатами в тюрьме Мариенбурга? Или, скажем, марку в память о разрушении православного Киева в 1651 году польско-литовским войском Яна Радзивила. Тогда был выжжен весь город (в том числе и древнейшая церковь Руси Пресвятой Богородицы, в которой был погребен святой равноапостольный князь Владимир), разграблены и опустошены Печерский, Межигорский, Никольско-Пустынный, Михайловский Златоверхий, Выдубецкий монастыри, Софийский собор. Были истреблены горожане и священнослужители, защитники святынь, уничтожены "книги старовечные", захвачены ценности, даже колокола поснимали со всех церквей и на стругах по Днепру отправляли с Украины. Расстроенный гетман Богдан Хмельницкий в своем послании гневно укорял казацкого полковника А. Ждановича, не защитившего Киев: "Учинил недобро: самой стольный город, и церкви Божии, и святые мощи, откудова православная христианская вера зачалась и воссияла, яко солнце, выдал в лятцкие в еретические руки на поруганье!". Киев практические перестал существовать: даже через пятнадцать лет после этой катастрофы, население его составляло менее десяти тысяч человек.
Православные греки тысячу лет не пускали папу на свою землю и даже не разрешили провести традиционный обряд ее целования, памятуя о той ране, которую нанесли Православию крестоносцы, разрушив в 13 веке святыни Константинополя и саму столицу. Зная, как греки трепетно относятся к своей истории, папа просил прощение за это древнее злодеяние. Однако никому из греков и в голову не пришло изобразить папу на фоне разграбленной Айя-Софии Константинопольской.
У нас же власть, вопреки протестам Православной Церкви пригласившая папу, словно и не от народа сего: ни веры его не знает, ни истории его не помнит. Почему папу изобразили не на фоне униатского кафедрального собора св. Юра во Львове или римо-католического собора св. Александра в Киеве, а на фоне Софии Киевской, единственного сохранившегося древнейшего православного храма? Какое понтифик отношение имеет к православным святыням Украины?
Единственное: католики эти святыни захватывали и разоряли, а казаки их отбивали и возвращали православным.
Вероятнее всего, эта марка - просто очередная провокация униатов. Помниться, несколько лет назад в Украине появился плакат, на котором под омофором Рима были изображены основные храмы католиков в мире, и среди них - София Киевская! Это вызвало бурю негодования православных в Украине, поскольку зримо указывало на посягательство Ватикана на чужие святыни. Попробовал бы кто-то изобразить папу на фоне православных святынь Стамбула, Белграда, Афин или Москвы - был бы международный скандал. У нас же святотатствует собственная "всенародно избранная" власть!
Нет сомнения, что она во время визита предложит папе "немножко послужить" именно в Софии Киевской. И не потому, что папа не видел столь древнего храма (в Италии сохранились сотни более древних и знаменитых соборов), а для того, чтобы лишний раз унизить и выразить пренебрежение к вере собственного народа. Ведь Достойный Брат римского папы, Блаженнейший Владимир так не разу и не служил в главном храме города, в котором он является каноническим, законным, признанным всем христианским миром митрополитом. Столичные и правительственные держиморды не пускали. Ибо все принадлежит им, а не Православной церкви, которую атеистический режим семьдесят лет добивал; все - от храмов до мощей святых угодников - дают лишь в аренду или "пользование". Для кого-то кощунство, а для нас норма. Ведь все "верные Русланы" православного ГУЛАГа на своих местах, стали государственными деятелями, как Леонид Кравчук, парламентариями, "религиоведами". Та же ненависть к православию, тот же диктат, тот же надзор над церковью. И рычаги давления и шантажа крепко в руках держат.
Вот "попросил" в 1992 году Президент Кравчук украинских епископов не выгонять из Церкви своего старого приятеля Филарета, обвиненного в многочисленных церковных преступлениях. Ведь столько лет церковь вместе в руках держали, один от ЦК КПУ, другой - от КГБ. Не послушали епископы своего старого конвойного, переизбрали Филарета, да еще священнического сана лишили. Осерчал Леонид Макарович: обнаглели попы - всегда слушались, а теперь свободы и независимости захотели. Дал указание, и в миг организовали для старого товарища новую "церковь", которой тут же передали кафедральный Владимирский собор, здание экзархата и всю кассу украинского православия. Пришли православные принимать дела и сооружения, а им говорят: это уже не ваше, и вашим вот уже семьдесят лет не было, а принадлежало державе, и сейчас она сама определяет, кому и на какое время и что возвращать. Не послушались Президента, он нашел им другого хозяина, будете теперь без средств и кафедрального собора. Против произвола и ограбления восстали церковные иерархи, юристы, правозащитники, даже Генеральный прокурор. Генпрокурора сняли, а остальным заткнули рты и напомнили, что у нас еще "та" держава. Пробовал министр юстиции Сергей Головатый объяснить, что в правовой державе церковное надо отдавать церкви, и именно той, у которой имущество и храмы после установления Советской власти забирали, а не всем желающим или просящим. И отдавать надо по закону, а не за взятки или политические симпатии. Не поняли юриста, потому что это не по-нашему.
А ведь все православные храмы в Украине - это храмы на крови. Только митрополитов Киевских с 1918 по 1940 погибло семь человек. Митрополит Константин, убитый во время допроса в Лукьяновской тюрьме, в своих показаниях указывал, что в 1934 году, ко времени его назначение на киевскую кафедру, в некогда обширной епархии действующими оставались лишь 16 приходов, остальные храмы были отобраны под хлебозаготовки или "перепрофилированы" на культурные нужды.
Нынешний архиепископ Черкасский и Каневский Софроний провел многолетние архивные изыскания по репрессированным священнослужителям, погибшим на территории нынешней Черкасской области в 1928-1938 годах. Таковых оказалось около трехсот. 102 из них в 1997 году как мученики и исповедники веры были причислены к лику святых. Вместе с тем, открылась традиционная картина их гибели. Как правило, она связана с храмом и осуществлялась по такой схеме: власти постановляли закрыть, разобрать или "перепрофилировать" православный храм в отдельном населенном пункте. Естественно, на защиту дома Господнего, поднимались местный священник и члены приходского совета. Их запугивали, затем арестовывали и отдавали под суд "тройки". "Тройка", как правило, приговаривала священника к расстрелу, а членов приходского совета, пожилых людей, к высылке, откуда они, в основном, уже и не возвращались. Сейчас в епархии идут исследования и подготовка к канонизации двадцати монахов Киево-Печерской лавры, которые после разгрома в 1926 году монастыря были высланы за 101 километр, в Черкассы, а затем - расстреляны.
Так что все монастыри и храмы Украины, являются святынями еще и потому, что обагрены мученической кровью православных христиан. Естественно, устраивать вокруг возвращения православных святынь политические торги ("отдадим - не отдадим", "посмотрим на ваше поведение", "выборы покажут") - глумление над верой, историей и памятью. Однако эту удавку на шее православия власть не собирается ослаблять. Она прекрасно понимает, что православные не откажутся (подавитесь!) от своих святынь: разрушенный, отданный фирмам или сектам православный храм - это живой укор всей Церкви. Особенно примечательна практика растягивания "процесса" на много лет и передачи имущества по частям: сколько чиновничества кормиться вокруг этого! Кощунственным является и передача православных святынь неорелигиозным, антиправослвным структурам, типа филаретовского раскола. Созданный девять лет назад он просто не может претендовать на имущество репрессированной церкви, поскольку у него никто, ничего не забирал. В 1993 году Святейший патриарх Московский Алексий II в письме на имя министра юстиции Украины Василия Онопенко официально отказался от всех прав Русской Православной Церкви на все имущество и сооружения, экспроприированные у нее богоборческим режимом, и указал свою правопреемницу в независимом государстве - Украинскую Православную Церковь. Однако Павел Лазаренко, а за ним Александр Омельченко незаконно передали Филарету святыни православия: один - Выдубецкий монастырь, другой - церковь Богородицы Пирогощи. На каком основании - неизвестно. Как, видимо, и полагается в державе, которую считают самой коррумпированной страной мира!
Замечательна и история с восстановлением Успенского собора Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В 1992 году после захвата боевиками УНСО Владимирского собора, крупнейшая церковь мирового православия (общин у Украинской Православной Церкви в Украине больше, чем даже общин Русской Православной Церкви в огромной России), осталась без кафедрального собора. С Президентом Кравчуком говорить было бесполезно: он сам покровительствовал разбоям, творимым Червонием и Поровским. Леонид Кучма заявлял о своем намерении выгнать "расстриженного" из Украины, чтобы тот не позорил страну. Однако организованный Филаретом "черный вторник" в июле 1995 года, когда раскол и правая оппозиция выступили одним фронтом против Президента, настолько его напугали, что грозный кулак Филарета мерещится ему до сих пор. Власть пошла на компромисс с расколом, закрыла уголовные дела по гибели Романюка и трагическим событиям "второго софийского побоища". А вскоре Кучма стал появляться в кампании Филарета так же часто, как и Кравчук. О том, что Церковь продолжает оставаться "бездомной", старались не вспоминать. Тогда-то впервые и родилась идея восстановить Успенский собор лавры в качестве кафедрального собора УПЦ. В 1998 году Блаженнейший Владимир обратился к властям с просьбой передать руины собора Церкви, чтобы она объявила сбор пожертвований и восстановила его за собственные средства по утвержденному государством проекту, и под контролем государственных структур. Идею с жаром поддержали некоторые министерства, но против выступил столичный мэр. Вскоре было объявлено, что держава восстановит святыню за бюджетные средства, поскольку признает вину перед Церковью: власть разрушала, власть и будет восстанавливать.
В 1999 году Президент и Блаженнейший заложили первый камень в фундамент возрождаемого собора. Дело было предвыборное, многие ожидали подвоха, но Леонид Кучма целовал крест и так искренне и возвышенно говорил о православии, что ни у кого не оставалось сомнений: наконец-то у Церкви будет свой кафедральный собор. Александр Омельченко затем подарил Блаженнейшему его портрет на фоне Свято-Успенского.
Святая Печерская обитель начало строительство встретила, как праздник. В кои-то веки власть решилась сделать что-то доброе для Православия, не на словах, а на деле. Монастырь принял строителей, как отцов родных, взял их на своей пансион, кормил и обогревал. Православные епархии перечислили сотни тысяч гривен в помощь строительству, настоятель монастыря выделил средства на иконостасы нижнего яруса. В течении девяти месяцев, ежедневно, до пятидесяти монахов и слушателей лаврских духовных школ трудились на подсобных работах строительства.
Наконец, храм был построен, освящен. Не дожидаясь завершения внутренних работ, в канун Рождества 2001 года, правительство приняло постановление, которое привело православных в шок. В нем без труда угадывалась рука филаретовца и униата гуманитарного вице-премьера Николая Жулинского. Постановление гласило: "Восстановленные Свято-Успенский собор Киево-Печерской Лавры и собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве включены в перечень культовых сооружений - выдающихся памятников архитектуры, которые не подлежат передаче в постоянное пользование религиозным организациям". Сам факт "непередачи" якобы служит некому "примирению" верующих. А для проведения богослужений и отправления обрядов помещения соборов "могут предоставляться по отдельным просьбам религиозных общин".
Более нелепые формулировки и придумать невозможно. Но что не сделаешь, чтобы напакостить православным! Во-первых, железобетонные новостройки, муляжи памятников, не могут считаться "выдающимися". Во-вторых, они должны быть переданы не "религиозным организациям", а Церкви, которой принадлежали - УПЦ. Но главное - вся возвышенная риторика Леонида Кучмы и целование креста у стен Свято-Успенского, действительно, оказались жалкой предвыборной "пиарщиной".
Теперь Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Церкви, к которой, даже по официальным данным, причисляют себя 35 миллионов украинцев, Достойный Брат римского папы, чтобы получить разрешение провести разовую службу в соборе, восстановленного державой вместе с Церковью, должен написать прошение, обосновать необходимость, собрать по чиновничьим кабинетам разрешительные подписи, наконец, отправить в храме Божественную литургию и возвратить ключи чиновникам. Даже Муссолини в Италии, на родине фашизма, не додумался до такого. У нас же сие не считается даже унижением.
Вообще иногда складывается впечатление, что власть ведет себя, как тот жлобоватый бессовестный недоросль, который хочет выглядеть перед богатым гостем европейцем, а потому свою измученную, в обносках старушку-мать пытается спрятать в пыльном чулане, чтобы гость не догадался, кем является "юный европеец" на самом деле.

Пиар, еще пиар...
Одно из самых больших разочарований подготовки визита - это могучая пиаровская кампания, начатая его организаторами. Думалось, что Святая Римо-Католическая Церковь никогда не прибегнет к информационным технологиям, которыми пользуются сугубо политические структуры.
Все-таки в Украину едет не прожженный политикан, а глава великой Церкви, который не боится острых углов и правды, и потому нет необходимости организаторам что-то замалчивать, перекручивать факты и просто откровенно лгать. Этого мы уже все давным-давно объелись.
Организаторы никогда не скрывали, что они больше всего боятся прессы. Мол, будут напоминать не то, что надо. Конечно, напоминать в газетах о том, что произведения отца украинского народа Тараса Шевченко были прокляты и сожжены католиками в Риме, что униаты множество раз разоряли города, села, храмы и монастыри Украины, пролив море крови в давние времена, о тех притеснениях, которые они творили в Галиции в во времена недавние - может и не надо. Крутить по телеканалам документальные кадры кинохроники, на которых, скажем, униатский митрополит Андрей Шептицкий благословляет униатскую дивизию СС "Галычина", пожалуй, тоже не стоит. Все это, разумеется, может сорвать триумфально-подиумное шествие папы по Украине.
Однако и забывать об этом не надо, прежде всего самим "папаприемщикам". Чтобы относиться к украинцам не как к "быдлу" и стаду, которое не помнит, ни своей веры, ни своей истории, ни своей культуры, ни самих себя, и поэтому должно выть и визжать от восторга, завидев легендарный папа-мобиль, - а как к народу, у которого есть и боль, и достоинство, и память. Христианам нечего скрывать, и Церковь должна открыто давать ответы на все, даже самые "неудобные" вопросы. В этом случае, визит может оказаться не столь патетическим, не будет напоминать слепое папапоклонство, зато станет более уважительным к Украине, продуктивным, и уж, конечно, более христианским.
Ведь событие и вправду историческое. Для украинской общественности (хотя наличие таковой, судя по всему, и властями и организаторами визита вообще отрицается) важно не столько поклонится папе (к чему ее только и склоняют), но и разобраться во многих сложных вопросах как прошлого, так и настоящего. Гражданин Украины тоже - "человек мыслящий". Однако ни одной дискуссии, ни серьезного разговора проведено не было. Весь жар и пыл идет в восторженную агитацию: придите поклонитесь папе, это так замечательно, от этого любой становиться счастливее, так делают во всех странах, куда он приезжает и т.п. и т.д.! Словом, не так страшен папа, как его малюют забитые и невежественные православные.
Более того, организаторы предприняли беспрецедентную акцию: в Рим были приглашены чуть ли не две сотни сотрудников ведущих украинских СМИ, где их посадили на полный пансион, и дали возможность пожить и отдохнуть в Вечном городе (кто бы им еще такое устроил). Теперь, отрабатывая дармовую поездку, многогласый хор масс-медиа воспевает хвалу папе и организаторам визита. При этом совершенно потеряна не только критическая оценка происходящего, но и "ретранслируется" дезинформация. Обратимся к тому, что скрывают госчиновники и о чем так вдохновенно лгут газеты и телеканалы, с подачи, разумеется, организаторов визита.
Например, все СМИ с энтузиазмом сообщили, что некий штаб по подготовке визита открыт в КПИ, куда были приглашены ректоры всех столичных вузов, где им один из организаторов визита о. Теодосий Янкив объяснял в какой сектор, когда и куда вести студентов на летное поле для встречи с папой. Разумеется, само нахождение агитштаба в вузе является противозаконным (у нас школа отделена от церкви), привлечение в административном порядке студентов для участия в религиозных службах - незаконно вдвойне. Попробовал бы какой православный священник прочитать в вузе лекцию о вере Богдана Хмельницкого и Тараса Шевченко - сколько бы министерств подняло вой! Попы тянут религию в светский вуз! А здесь - целый штаб. А куда потянут ректоры студентов? Они потянут их не для слушания лекции о католицизме, а для участия в мессе. А что будет после? "Киевские ведомости пишут": "А еще четыре сотни священников после обряда превращения вина и хлеба в кровь и плоть Христову угостят святынями весь честной народ". В переводе на церковный язык, это означает, что студенты в числе других 300 тысяч свезенных на летное поле киевлян будут принимать участие не только в литургии, но и главном таинстве. Церкви - причащении, причем из рук католических священников. А это очень серьезно. Однако, причаститься в ином вероисповедании можно лишь при условии отречения от вероисповедания предыдущего. Поэтому акция встречи с папой и с "угощением честного народа" на самом деле является акцией массового отречения от Православия. Этого могут не знать ректора и журналисты, но ведь католический священник о. Теодосий это прекрасно понимает, и обязан честно предупреждать ректоров и студентов, чтобы кто не совершил по недоразумению опасного для верующего человека поступка. Видимо, недаром в православных странах - Греции и Грузии - никакого бессознательного "папапоклонства" не допускали, а к участию в мессах допускали лишь католиков.
Не менее поразительные откровения изрекает о. Теодосий на телеканалах и по истории христианства в Украине. Например, он с жаром говорит, что папа и является представителем того христианства, которое пришло в Украину тысячу лет назад. Допустим, святой отец не читал "Повесть временных лет" и другую обширнейшую национальную летописную и святоотеческую литературу, и ничего не знает о "выборе веры" и святом равноапостольном князе Владимире, крестителе Киевской Руси. Но, быть может, он что-нибудь слышал о просветителях славян равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, памятник которым стоит в Закарпатье. Эти греческие монахи, как известно, изобрели письменность, давшую историческую жизнь всем славянским народам. Известно сколько притеснений претерпевали братья от католических епископов за то, что внедряли в Моравии богослужения на славянском языке и обучали славянской грамоте. Папа то разрешал, то запрещал деятельность просветителей. Но в конце концов, умер св. Кирилл, а Мефодий оказался в тюрьме, где в ужасных условиях провел три года. После смерти просветителя 200 его учеников были изгнаны или проданы в рабство в Венецию, и не известно, как бы сложилась история славян, если бы изгнанников не выкупили и не приютили православные сербы и болгары. Может быть, совсем бы исчезли, как хазары, половцы и печенеги. Кстати, последняя попытка заменить кириллицу латиницей и перевести на нее украинский язык предпринималась в Галиции в XIX веке.
Во времена киевской Руси, Рим всегда "помнил" о Киеве. В 1204 году крестоносцами была разрушена столица Првославия - Константинополь, а в 1207 папа Инокентий III обращается "ко всем русским епископам, клиру и всему русскому народу" с требованием отречения от Православия, поскольку "страна греков и вся их церковь почти полностью вернулись к признанию Апостольского престола". Папские притязания были отвергнуты, и киевская митрополия оставалась православной. После монголо-татарского нашествия древнерусские князья Михаил Черниговский, Андрей Суздальский, Данило Галицкий искали в католических странах союзников в борьбе с завоевателями. "Помощь" пришла в 1242 году в виде крестового похода рыцарей католических орденов меченосцев и тевтонцев против Руси, который благословил сам римский папа. Куда бы двинулись крестоносцы с севера, не окажись на их пути св. Александр Невский? О многовековом, кровавом противостоянии католиков и православных времен польско-литовского господства и напоминать как-то неловко - это знает любой школьник. Но католическому священнику почему-то необходимо заниматься вот такой дезинформацией. О журналистах вообще промолчим.

Подарок униатам
О последствиях визита пока говорить рано. Но одно из них вырисовывается достаточно четко - это всемерное и, признаться, мало прогнозируемое укреплении униатства. Десять лет власти придерживались той точки зрения, что за пределы Галиции распространение этого принципиально конфликтогенного радикального ответвления католицизма нежелательно. По крайней мере, в те регионы, где его отродясь не было. Но вот было объявлено о переносе резиденции униатского кардинала из Львова в Киев и строительстве в столице гигантского униатского собора. Видимо, в Западной Украине они уже свои дела завершили, теперь надо плотненько браться за центр. Любомир Гузар, униатский кардинал сразу перешел в наступление на власти, заявив о необходимости реабилитации УГКЦ и возвращении имущества. Ему начал вторить Леонид Кравчук, утверждая, что в советские времена униатская церковь пострадала больше других. Любопытно, что о необходимости реабилитации Ватиканом Православной Церкви в Украине и возвращения ей всего отобранного за столетия, вывезенного из Украины имущества, а также о покаянии, за то "море слез и крови", пролитой в Украине униатами, о чем писал Тарас Шевченко, эти аксакалы "религиозного фронта"дипломатично умалчивают.
Если для Леонида Макаровича слабое знание истории простительно (он, как известно, и о голодовках в Украине узнал лишь из публикаций перестроечного "Огонька"), то господин Гузар должен понимать, что после столетий насилия, творимого над православным народом, представлять унию безвинной жертвой в стране Кобзаря и Хмельницкого - по крайней мере, неэтично.
Уния была создана польским правительством четыреста лет назад с единственной целью - обратить народ в католицизм, привести под омофор папы римского. Считалось, что украинцы невежественные, не разбираются в Символах веры, но зато склонны к любованию православным обрядом. Поэтому, являясь католиками по вере, им разрешили использовать греческий православный обряд (что вызвала гнев греков и православных) и национальный язык вместо латыни. Вот на таком кентавре и решили привести Украину в Рим. Однако народ, и прежде всего запорожские казаки, оказались не столь невежественными и поднялся на защиту своей веры. Правительство ответило всевозможными репрессиями, которые продолжались два столетия. Любопытно, что оплотом сопротивления долгие годы был именно Львов, но плетью обуха не перешибешь, и центр защиты веры переместился на восток, к казакам. Поводом едва ли не для всех казацких смут и восстаний служили притеснение православной веры, "окатоличевание" монастырей и храмов. Примечательно, что и в Польше в прошлом веке правоверные католики уже относились к униатам, оказавшимся на их территории после "разделов" Украины, как к некому вероисповедальческому "недоразумению", и нередко притесняли их.
Ныне униаты напрочь "забыли" многовековую историю своего существования в Украине, и то, что многие древние храмы Галиции (в том числе и собор св. Юра) исконно были православными. Австро-венгерская монархия преследовала православных не хуже Речи Посполитой. Кто их буде реабилитировать? Или история начинается лишь с 1946 года, когда уния была упразднена и начала свой "мученический путь"? Разумеется, все жертвы сталинских репрессий должны быть реабилитированы. Однако и здесь надо быть честными и откровенными, по крайней мере, не противопоставлять "униатов-мучеников" "православным-насильникам". Мы уже приводили данные, что в одной крошечной Черкасской области было репрессировано больше православных священников, чем во всей униатской церкви, которая ныне готовит к канонизации 28 пострадавших за веру служителей.
Кроме того, греко-католической церкви надо ответственно разобраться в свое истории времен гитлеровской оккупации. То, что униатский митрополит Андрей Шептицкий в начале войны приветствовал "победоносное шествие немецких войск", допустим, можно объяснить его "заблуждениями" насчет целей фашистов "на восточном направлении". Но как объяснить совместное создание в 1943 году униатами и фашистами дивизии СС "Галычина", духовником которой был помощник Шептицкого Иосип Слипый, а капелланами - униатские священники?
Ведь в это время уже было очевидно, что целью нашествия является отнюдь не борьба со сталинизмом, а тотальное порабощение народов, в том числе и украинского. Ведь уже были сожжены тысячи сел, разрушены города, миллионы убитых, вывезенных в Германию на рабский труд и концлагеря. То, что сам Андрей Шептиций прятал, как нам рассказывают, еврейскую семью, не оправдывает участие униатской церкви в создании дивизии карателей. Православные славяне - болгары, будучи даже союзниками Германии, отказались участвовать в ее "восточном походе".
Аресты лидеров униатской церкви, обвиненной в пособничестве оккупантам, начались не в 1946 году, а сразу после освобождения Галиции. Тогда же был арестован и Иосип Слипый, наставник нынешнего украинского униатского кардинала Любомира Гузара. Преступления фашизма оказались столь ужасными, что не только в СССР, но всей Европе начались суды на коллабриционистами. Множество организаций, запятнавшие себя связями с нацистами, были запрещены и распущены. Та же участь ожидала и униатов, недаром многие из них бежали вместе с отступающими немцами. Время фашисткой оккупации - не лучшая страница в истории униатской церкви, и надо, действительно обладать полным отсутствием чувства меры, чтобы требовать у одной из самых пострадавших от фашизма стран - Украины, реабилитации и покаяния за послевоенное упразднение унии.
Думается, что не столь уж трагичным был для униатов и Львовский собор 1946 года: половина от довоенного числа униатских священников -- 997 - подписали прошение о присоединении к Православной церкви, которая в годы войны проявила себя как патриотическая организация. Это дало возможность многим не только вернуться к вере прадедов и преодолеть раздвоенность между верой и национальной историей народа, но и избежать расследований и преследований, а главное - сохранить христианскую веру и храмы в Западной Украине. Если бы сталось по-иному, то вряд ли УГКЦ (хоть и не по-христиански) смогла бы через столько времени буквально за несколько лет восстановить свое довоенное присутствие в регионе и даже намного превысить его (в то время, как Православная Церковь в Украине не восстановила и половины своих " дореволюционных" общин).
Греко-католическая церковь в Украине фактически реабилитирована: как во времена польско-литовского государства, все, что могли при помощи властей забрать - забрали, кого могли перевести в унию - уже перевели. Сегодня УГКЦ по количеству приходов в Украине уступает лишь УПЦ и является по этим показателям второй конфессией в стране. К сожалению, ничего, кроме обострения межконфессиональных отношений, восстановление УГКЦ не принесло. Захваты, конфронтация, провокации. Власть решившая в преддверии папского визита передвинуть центр униатсва в Киев, закладывает проблемы на будущее, которые решать придется уже православным. Но, видимо, это еще не последний предвизитный сюрприз...

Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая


Hosted by uCoz