Уния в ХХ веке

1903 г., сентября 6, Львов. - Письмо о. И. Дейбнера митр. А. Шептицкому по вопросам униатской деятельности в России

Ваше Высокопреосвященство, Милостевейший Владыко и Архипастырю!

Зная, что время у Вашего Высокопреосвященства все занято, я почти боялся навлечь на себя Ваше неудовольствие, помеша Вам своим письмом. Но помня о всегдашней кротости и доброте Вашего Высокопреосвященства, осме­лился немного ими злоупотребить, в надежде, что по обычной Вашей снисходи­тельности, Вы не рассердитесь на меня за мое письмо. Я не увижу Вашего Высокопреосвященства еще две недели, а между тем, мне хотелось бы высказать некоторые мысли, которые мне приходят в голову: и именно по поводу того, что теперь пишут в российских газетах. С одной стороны, торжество канонизации в России православного святого о, Серафима, на которое собрались многие тысячи русского народу, высшее духовенство и сам Государь со всей семьей и высшими государственными сановниками, с другой стороны совпадение этих канонизационных торжеств со смертью Св. Отца и выборами нового Папы, - все это дало обильный повод русским газетам выступить со статьями ликующего правосла­вия, а одновременно бросить невыгодную тень на современные события в Риме, сравнив Земную суету и интриги, происходящие в нем, с небесным торжеством православия. Телеграммы оповещают о многочисленном и поразительном исце­лении, происходящим у мощей святого: слепые прозревают, глухие слышат, хро­мые ходят и пр. Бесчисленные массы народа, притекающего из далеких окраин, чтобы поклониться св. мощам, участие самого Государя, вместе с августейшей семьей и других сословий в чествовании мощей, - все это, по мнению русских газет, указывает, что православие есть жизнь русского народа, начиная от Царя и кончая простыми крестьянами, что православием проникнута будто бы вся Россия, и пр. (Отвратительный, фарисейский орган Галичанинь воспользовался, конечно, случаем, чтобы подчеркнуть, - есть мол какое живое единство Царя и русского народа. В церкви вовсе там не мертво все, как некоторые распро­страняют слухи). В предположении, что Россия находится в доброй вере, - что конечно, и есть на самом деле, — этими событиями можно радоваться: слава Богу, что народ верующий. Но так печально, что вся эта радость народная по случаю прославления святого, отделена от единого истинного стада Христова; и эта радость наших православных братьев как-будто еще больше отделяет их от нас, отдаляет, кажется, счастливый момент соединения. Вот, поэтому-то поводу мне и хотелось высказать Вашему Высокопреосвященству, — что нельзя ли так ус­троить, чтобы было позволено ведущим в России католическим миссионерам признавать и святых, и мощи, и чудотворные иконы и вообще, всю российскую святыню (кроме некоторых исключений, конечно); тогда эта привязанность русского народа к своим святыням будет, таким образом, утилизована на пользу католичества и обращение будет несравненно легче; тогда как если совершенно игнорировать русские святыни, или отрицать их, то сразу миссионер наткнется на каменную стену, веками сложившихся твердынь народных верований в истин­ность этих святынь, - народ не только не поверит, что это ложные святыни, но отнесется к миссионеру недоверчиво как к чужому, как к совратителю, и будет питать враждебные чувства. Такое миссионерство, по моему мнению, будет совершенно бесплодное или весьма скудноплодное. И это понятно, - народ верит в мощи своих святых, в чудеса, которые на них совершались и совершаются, - все это для него ощутительно; что может, в сравнении с этой уже сложившейся твердой верой, проповедь чего-то другого, нового, отрицающего это старое, уже знакомое и верное. Кроме того, разделяя веру русских в их святых и святыни, думаю, что хорошо было бы этих святых иметь союзниками, т. к. находясь в небе, они теперь знают, которая церковь истинная. Я думаю, что можно иметь некото­рую (уверенность) в истинности этих святых, а что касается до меня, то я совершенно в них уверен и тогда тоже был уверен, когда переходил в като­личество, а потому и благодарил их за переход в католичество.

Это один из вопросов, но у меня еще много. Я боюсь Вам надоедать. Ваше Высокопреосвященство, но по моему, это в[есьма] важный вопрос.

Глупые газеты изощряются в остроумии, противопоставляя "святейшего" Льва, "святому" Серафиму. Католики, мол, берут смертного, грешного человека, облекают его в роскошное одеяние, садят его на высокий престол, как кумира, и нарекают его "святейшим". Вот, говорят, католическое понятие о святости. У нас, православных, говорят, не то. Человек бросает роскошь, отрекается от имущества, идет в пустыню, постится, молится, подвизается тяжко и делается, а не называется только "святым" и пр. … Идеал католиков - обладание миром, могущество - "Левь"; идеал православия - отречение от мира, нищета, умер­щвление плоти и ангельский расцвет духа - "Серафим". Словом, эти газеты отравляют народ, который не подумает, что есть тоже "святейший" синод у православных, и есть просто "святые" у католиков. Помолитесь, Ваше Высоко­преосвященство, обо мне, бедном грешнике. Вашего Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего моего Владыки и Архипастыря покорнейший слуга и духовный сын, благодарный

Ив. Дейбнер

 

ЦД1АЛ, ф. 201, on. 46. спр. 1502, арк. 29-30. Ориг., рук. Цит. по:  Церква і церковна єдність. Митрополит Андрей Шептицький: Життя і діяльність. Документи і матеріали. 1899-1944. Т. І.  –Львів, “Свічадо”, 1995. –С. 113-114


Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая

Hosted by uCoz