Главная Новости Материалы Документы Персоналии Ссылки Контакты Гостевая Информационный отчет
Уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Украинской ССР за IV квартал 1945 г.
Январь 1946 г.
секретно
....
4. Воссоединение униатов с русской православной церковью.
Подготовительная работа среди униатов к воссоединению с русской православной церковью проходила в отчетном периоде в сложных условиях. Во-первых, позиции рядового греко-католического духовенства, связанного тесно с массами верующих и ведущего за собою эти массы, в большей части были не тверды, колеблющиеся, а в некоторых случаях и враждебны в вопросах присоединения к декларации инициативной группы д-ров Костельника, Мельника и Польвецкого. А, во-вторых, украинско-немецкие националисты (бандеровцы), относившиеся вначале индиферентно к деятельности инициативной группы (курсив - авт.), в это время проявили уже особенную активность в сторону провоцирования и запугивания духовенства, нередко переходящего в терроризирование его и вообще терроризирование всех склонных к осуществлению идеи воссоединения с русской православной церковью.
Все это вызвало, с одной стороны, среди греко-католического духовенства неуверенность в продолжительности существования советской власти в западных областях, т.е. неуверенность, что западные области Украины после заключения мирных договоров останутся в составе Советского государства, а, с другой, - весь реакционный элемент среди греко-католического духовенства сознательно начал тормозить успешность работы по присоединению к инициативной группе по воссоединению с русской православной церковью - вплоть до перехода на позиции украинско-немецких националистов (бандеровцев).
Примеры:
1. Настоятель Добромильского монастыря ордена василиан игумен Розумийко созывал к себе приходских священников и брал от них присягу, что они не будут присоединяться к инициативной группе.
К этой группе, как упорствующих, можно добавить монашек - «сестер-служниц» девы Марии, «непорочно зачавшей».
Римо-католические ксендзы влияют на священников греко-католической церкви, воздерживая их от воссоединения с православной церковью, и оказывают материальную поддержку монахам, которые начали ходить в костел (ксендз Бонас, Дрогобыч).
Многие греко-католические священники говорили д-ру Мельнику: «Я подам заявление о присоединении, только немного обождите - пока ксендз уедет в Польшу» (г. Самбор и др.).
Вообще же подача заявлений о присоединении к инициативной группе проходила в большой борьбе среди священников: каждого с собой, как они говорят, со своей совестью, и друг с другом.
2. В с. Гурье Стрилковского района украинско-немецкие националисты проводили собрание по вопросу воссоединения греко-католической церкви с православной церковью. Они призывали держаться отцовской веры и не присоединяться к православным. Священнику грозили расправой по дедовскому способу…
Аналогичное собрание в первых числах декабря бандиты провели в с. Дрожжево Дублянского района.
Имеют место случаи, когда три священника сбежали из своих приходов, не установлено куда и с какой целью (Дыба Василий - с. Дубляны, Федович Иван - с. Рада-Концы Мостиского района, и Ковальский Антон - с. Хревт Нижне-Устрикского района).
Арестованых священников за пособничество немцам, предательство советского актива в период временной оккупации немцами, шпионаж и проч. - тридцать пять человек…
Это еще раз подтверждает, что часть духовенства греко-католической церкви связана с украинско-немецкими националистами и помогает им всеми возможными способами. Но большая часть священников стала на путь поддержки советской власти (из доклада уполномоченного Совета по Дрогобычской области т. Шерстюка).
Аналогичные явления наблюдались в этот период времени и по другим западным областям Украины. В своем докладе уполномоченный Совета по Львовской области т. Вишневский отмечает: «В ноябре месяце с[его] года одного священника из Сокольницкого района, присоединившегося к инициативной группе, бендеровцы увели в лес и до настоящего времени о его судьбе ничего не известно.
Принявшего православие священника Винницкого из Жовковского района бандеровцы ограбили, а через некоторое время передали ему письмо, в котором пишут, что если он немедленно не уберется из района, то будет уничтожен.
Винницкого пришлось перевести в другой район.
Всякие мало мальские разногласия в международных отношениях не в нашу пользу, бандеровцы используют для распространения провокационных слухов о неизбежности войны и падения советской власти, и это вместе с их террором оказывает отрицательное влияние на духовенство.
В основном вся практическая работа уполномоченных Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР в западных областях Украины сводилась, помимо наблюдения за законностью в отношении православных церквей и разрешении вопросов, относящихся к этим церквям (верующим к духовенству), еще и по линии всестороннего содействия в деятельности инициативной группы по вопросам воссоединения униатов с русской православной церковью.
Это сводилось (вторая часть работы), главным образом, к таким моментам:
а) организация поездок членов инициативной группы и их доверенных лиц по деканатам и парафиям греко-католической церкви с целью разъяснения идеи воссоединения с русской православной церковью и сбора заявлений от желающих присоединиться к инициативной группе;
б) учет греко-католического духовенства, порисоединившегося к инициативной группе и получившего от нее справки об этом;
в) собирание статистических сведений о количестве действующих и недействующих церквей и молитвенных домов и монастырей греко-католической церкви;
г) содействие львовскому православному епископу Макарию и православному духовенству в вопросах передачи в их пользование зданий бывших униатских или католических церквей и молитвенных домов, почему-либо оставленных униатским или католическим духовенством и т.д. и т.п.
Все это способствовало тому,Ж что уже к началу декабря месяца в Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Тернопольской областях были по большей части проведены членами инициативной группы деканатские собрания, конференции греко-католического духовенства, на которых принимались решения разрыва с Ватиканном и присоединения к инициативной группе с целью осуществления ее идей - воссоединения с русской православной церковью. Таким образом, к инициативной группе в октябре месяце, по данным уполномоченных Совета, уже было фактически присоединено:
По Львовской области - 233 свящ. из 298 чел. или 79%
По Станислав. области - 188 свящ. из 341 чел. или 55%
- 47 диакон из 390 чел. или 12 %По Дрогобыч. области - 237 свящ. из 324 чел. или 85%
По Тернопольск. области - 188 свящ. из 270 чел. или 60%
При этом следует отметить, что цифры, определяющие количество греко-католического духовенства, оставшегося к концу декабря месяца 1945 г. Вне присоединения к инициативной группе, фактически значительно уменьшается, если принять во внимание следующее:
1. «Из оставшихся 65 человек неприсоединенных - 18 человек репрессировано, 17 человек - глубокие старики от 75 до 90 лет. Таким образом, осталось активно упорствующих священников - 30 человек» (из доклада т. Вишневского).
2. «Не присоединилось 37 священников, в том числе 9 священников ордена василиан. 2 священника, из них: Вербицкий (с. Н.-Устрики) и Иванов (с. Журавно) отказались от сана священнослужителей и перешли на гражданскую работу.
Среди не подавших заявлений о присоединении к инициативной группе 12 священников - престарелых (службы самостоятьельно не проводят) и конечно больные» (из доклада тов. Шерстюка).
В таком же духе можно сказать и в отношении неприсоединившихся священников по Станиславской и Тернопольской областям. Правда, в этих областях и при последнем положении все еще оставалась значительная группа упорствующих и это объясняется тем обстоятельством, что здесь инициативной группой вначале работа не была как следует поставлена. А также, что здесь только в последнее время были назначены при облисполкомах уполномоченные Совета. Однако теперь недостатки и работа пошла интенсивней. Например, по Тернопольской области:
1. «На этих днях приезжал ряд священников бывших греко-католических церквей для выяснения, как оформлять материалы для регистрации. Приезжавшие священники заявляли, что со стороны верующих, за исключением незначительной части, возражений нет о воссоединении».
….
Характерным, вместе с этим, является то обстоятельство, что среди основных греко-католических масс, несмотря на враждебную агитацию со стороны реакционной части духовенства, несмотря на запугивания со стороны украинско-немецких националистов и им сочувствующих, все же наблюдаются факты проявления массами верующих положительной инициативы. Именно, не ожидая, пока будет собран Собор греко-католического духовенства для официального воссоединения с русской православной церковью, религиозные общины выносят решения о воссоединении и оформляются надлежащим образом для этой цели.
Например, греко-католические общины уже или оформились таким образом на православные общины, или заявили об этом оформлении:
По Дрогобычской обл. 4 общины оформились и 33 заявили об оформлении
По Тернопольск. обл. 3 общины оформились
По Львовской обл. 2 общины оформились
По Черновицк. обл. 9 общин оформились
По Волынской обл. 2 общины оформились
Всего же греко-католических религиозных общин в 4 западных областях: Львовской - 522, Дрогобычской - 658, Станиславской - 567 и Тернопольской - 539 (по данным уполномоченного Совета по делам культов при СНК УССР) [вместе] - 2286.
В средних числах декабря месяца 1945 г. (с 12 по 13 число) в г. Киеве с целью подытоживания результатов деятельности по воссоединению униатов с русской православной церковью, а также намечения дальнейших планов этой деятельности состоялось объединенное совещание уполномоченных советов по делам русской православной церкви и религиозных культов западных областей, на котором присутствовали оба председателя тов. Карпов Г.Г. и тов. Полянский И.В., а также члены Советов тт. Уткин и Пуго.
После совещания состоялся прием членов инициативной группы д-ров Костельника, Мельника и Пельвецкого, на котором присутствовали тов.тов. Карпов Г.Г., Полянский И.В., Ходченко П.С., Вильховый П.А., полковник Карин и капитан Богданов (в штатском) - работники НКГБ. На этом приеме обсуждался вопрос о готовности к созыву Собора представителей греко-католического духовенства с целью официального принятия и объявления акта о разрыве с Ватиканом и воссоединении с русской православной церковью.
Затем председатель Совета по делам русской православной церкви тов. Карпов Г.Г. и председатель Совета по делам религиозных культов тов. Полянский И.В. были на приеме у председателя Совнаркома УССР тов. Хрущева Н.С. и зам. Председателя Совнаркома УССР тов. Корнийца Л.Р.
Дальнейшая работа уполномоченных Совета при облисполкомах по делам русской православной церкви и западных областях осуществляется по принятому на совещании плану - подготовки к Собору, имеющему состояться в первых числах марта 1946 г.
ЦДАГО Украины, ф. 1, оп. 23, д. 1641, л. 126
-132.Цит. по: Греко-католицька церква в
1944-1991 рр. Публ. В.Ш. Сергійчука // Український історичний журнал, -К., 1996, №4. -С. 109-112
Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии
Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая