Уния в ХХ веке

20 сентября 1998 года в память 50-летия мученической кончины протопресвитера Гавриила Костельника - выдающегося церковного деятеля и богослова - в Свято-Георгиевском храме во Львове была совершена Божественная литургия, а затем - панихида на его могиле, которую совершил архиепископ Львовский и Дрогобычский Августин. После этого состоялась церковно-историческая конференция на тему "Протопресвитер Гавриил Костельник и его роль в возрождении Православия в Галичине". В богослужениях и работе конференции приняли участие иерархи Украинской Православной Церкви, представители Духовных школ из Москвы, Киева и других городов. Святейший Патриарх Алексий направил участникам конференции послание.


Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

       Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе архиепископ Львовский и Дрогобычский Августин!
       Всечестные архипастыри, пастыри, братья и сестры - участники церковно-исторической конференции "Протопресвитер Гавриил Костельник и его роль в возрождении Православия в Галичине"!
       Сердечно приветствую вас, собравшихся в Свято-Георгиевском храме города Львова в день пятидесятилетия мученической кончины выдающегося церковного деятеля, пастыря-подвижника протопресвитера Гавриила Костельника, чтобы вознести молитвы об упокоении его души в Небесных селениях и отдать дань нашей благодарной памяти беззаветному поборнику Святого Православия. Мы бережно храним в своих сердцах образ исключительно одаренной и высокообразованной личности, носителя яркой пастырской харизмы, пламенного проповедника, глубокого богослова и философа, религиозного публициста, поэта, драматурга и прозаика. Можно лишь удивляться объему творческой деятельности, которую с помощью Божией он осуществлял до последнего часа своей жизни. Однако прежде всего и более всего он обращал свои помыслы к нелегкой судьбе Святого Православия в Галичине, а свою энергию направлял на восстановление на искони православной земле полноты веры своих предков.
       Будучи по рождению и воспитанию греко-католиком, отец Гавриил уже в молодые годы начал испытывать тяготение к святой православной вере. Будучи студентом Львовского университета, он видел бесправное положение православных в Галиции и стал свидетелем массового возвращения в прадедовскую православную веру в 1920-1930-х годах униатского населения Карпатской Руси, родины своих предков. Изучая творения отцов и учителей Церкви, православное богословие и литургику, он с предельной ясностью осознал необходимость своего возвращения в праведную православную веру. Глубокую убежденность в истине Православия отец Гавриил передавал своим ученикам в Львовской Духовной академии, где читал лекции по философии. Он защищал, например, правильность восточной формы эпиклезиса на Литургии, решительно противостоял насаждению целибата среди униатского духовенства.
       В 1930 году отец Гавриил был отстранен от преподавания в Духовной академии и отдан под строгий надзор епархиальной власти. Это обстоятельство отнюдь не остановило его движения к заветной цели. В 1936 году отец Гавриил на униатском съезде во Львове сделал доклад "Идеология унии", в котором утверждал обреченность Греко-Католической Церкви и необходимость возвращения к вере отцов. Этой же теме он посвятил свою мужественную речь на епархиальном съезде духовенства Львовской епархии в 1943 году. Разумеется, стремление отца Гавриила к возвращению в лоно Русской Православной Церкви разделялось в то время многими и многими греко-католиками Галичины. Введенная насилием в октябре 1596 года Брестская уния на протяжении всех 400 лет своего существования имела сильную внутреннюю оппозицию, которая в благоприятные периоды решительно порывала с ней. Приведу три ярких примера воссоединения с Русской Православной Церковью: в 1839 году - греко-католиков Белоруссии, Литвы, Волыни и Подолии во главе с униатским епископом Иосифом (Семашко) и его коллегами, высшими представителями греко-католического духовенства; в 1875 году - греко-католиков Холмщины во главе с епископом Маркеллом (Попелем); с 1890 года - многолетний процесс воссоединения с Матерью-Церковью греко-католического духовенства и мирян-эмигрантов из Галиции и Карпатской Руси (до 90 тысяч человек) в США, начавшийся по инициативе униатского священника Алексия Товта. Сразу же после победоносного окончания Великой Отечественной войны для воплощения выстраданной отцом Гавриилом Костельником идеи в жизнь под его руководством в мае 1945 года была создана "Инициативная группа по воссоединению Греко-Католической Церкви с Русской Православной Церковью". Ее усилиями и был подготовлен Львовский Церковный Собор, проходивший с 8 по 10 марта 1946 года и завершившийся, как все мы знаем, решением об упразднении Брестской унии 1596 года и воссоединении греко-католического духовенства и мирян с отеческой Православной Церковью.
       По сути дела, протопресвитер Гавриил Костельник продолжил миссию, осуществлявшуюся его предшественниками епископами Иосифом и Маркеллом, отцом Алексием Товтом и многими другими архипастырями, пастырями и мирянами Греко-Католической Церкви. Но на долю отца Гавриила и его единомышленников выпала исключительная по своей трагической сложности судьба, многие обстоятельства их жизни определялись далекой от общепризнанных норм внутренней политикой авторитарной атеистической власти нашей страны, включая и отношение государства к Церкви. Это и послужило определенному искажению органического по сути процесса, завершению которого и был посвящен Львовский Церковный Собор. Несомненно, это была трагедия отца Гавриила Костельника.
       По окончании Львовского Церковного Собора отец Гавриил Костельник весь свой духовный потенциал, свои силы, знания и опыт посвятил тому, чтобы помочь греко-католикам Галичины войти в Святое Православие, становлению полноценной жизни их приходов в лоне Русской Православной Церкви. Он исполнял это с большим тактом, оберегал их духовные традиции, помогал духовенству и пастве по достоинству воспринимать необходимое из богатого опыта служения и свидетельства Православной Церкви.
       Гибель отца протопресвитера Гавриила Костельника явилась невосполнимой утратой для духовной жизни народа Божия, воссоединившегося со Святым Православием на Львовском Церковном Соборе, для всей Русской Православной Церкви.
       Блаженны мертвые, умирающие в Господе, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13).
       Возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри, братья и сестры, мы знаем, сколь тернистым для служения нашей Церкви на Западной Украине стало последнее пятидесятилетие. Причин для этого на протяжении полувека появлялось более чем достаточно. Вместе с тем многие из них не носили религиозного характера. Известно, что особо болезненным для наших епархий в этом регионе стал начавшийся в 1988 году процесс восстановления Греко-Католической Церкви, вылившийся в неприкрытое насилие над православными священнослужителями и мирянами, в погромные акции по овладению православными храмами. Продолжение и даже обострение этого процесса в 1989 году побудило нас к переговорам со священноначалием Римско-Католической Церкви и затем к переключению традиционных двусторонних дискуссий богословского характера на исключительное обсуждение путей и средств по нормализации отношений между греко-католиками и православными на Западной Украине.
       Еще в июне 1990 года на встрече, проходившей во Фрайзинге, представители Православной и Римско-Католической Церквей после обсуждения темы "Униатство как метод действия" единодушно заявили: "Мы отвергаем его как метод поиска единства потому, что он противоречит общей традиции наших Церквей". И все же, как это ни прискорбно, несмотря на понимание и поддержку священноначалия Римско-Католической Церкви нашего стремления к справедливой для каждой из двух сторон нормализации отношений, включающей решение вопроса о владении храмовыми зданиями и ряд других положений, проблема до сих пор остается нерешенной.
       Мы убеждены, что нормализация этих отношений может и должна быть достигнута безотлагательно, путем справедливого для каждой из двух наших сторон решения практических вопросов, ныне нас разделяющих. Это, и только это, может быть фундаментом подлинно справедливого, а потому прочного мира между нами, к которому мы и призываем греко-католическую сторону. Мы выступаем не против наших братьев и сестер - греко-католиков, но против неверного, с нашей точки зрения, экклезиологического принципа, каковым является отвергаемая нами уния.
       Благословение Божие и Его всесильная помощь да пребывают с архипастырями, пастырями, монашествующими и всем народом Божиим - верными чадами Украинской Православной Церкви, самоотверженно осуществляющими в наши дни в труднейших условиях свое православное служение.
       От всего сердца желаю всем участникам конференции "Протопресвитер Гавриил Костельник и его роль в возрождении Православия в Галичине" благоуспешного осуществления начинаемого благородного труда, который да послужит достойным вкладом в увековечение памяти достославного исповедника Святого Православия протопресвитера Гавриила Костельника. Вечная ему память!


Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая

Hosted by uCoz