Уния в ХХ веке

НЕМИРНЫЙ РЕЗОНАНС ПАПСКОГО ВИЗИТА
Почему после "миротворческого" приезда Понтифика в Украину взаимоотношения с католиками продолжают ухудшаться?


Сергей ГЕРУК

Как свидетельствуют представители УПЦ в различных регионах страны, после визита в конце с.г. в Украину Иоанна Павла II, отношения с Римско-Католической и Греко-Католической Церковью значительно ухудшились. Известно, что Украинская Православная Церковь выступила с протестом против визита Папы и его католических месс с участием в них православного населения, в основном, детей и молодежи. Этот протест выразился не только в многочисленных крестных ходах представителей УПЦ, но и в многочисленных заявлениях политиков и общественных деятелей Украины, вызвавших немалое раздражение высоких чиновников и номенклатуры на местах. Тревожные прогнозы не заставили себя ждать: визит Папы Римского усилил экспансию католицизма, ослабил нормализацию межцерковных отношений, подорвал авторитет Украины как исторически православного государства в глазах мировой православной общественности.
Возможно, не имеет смысла вспоминать сладкоречивые цитаты в Мариинском дворце главы украинской державы из завещания преподобного Феодосия о любви и христианском милосердии к представителям любой религии и об умолчании Президентом продолжения этой же цитаты, где преподобный Феодосий предупреждает потомков об опасности латинской веры. Как не имеет смысла повторять и выборочные цитаты Святейшего Павла Иоанна II из произведений Т.Г. Шевченко, которые буквально испещрены плачем поэта о кровавом разгуле католической шляхты. Все это можно покрыть издержками дипломатического искусства, если бы не иезуитские заявления главы Ватикана, "доказывающие", что Украина по сути является католическим государством, и если бы не было очевидным такое же иезуитское умалчивание исторических фактов открытой религиозной войны (как в прошлом, так и в настоящем) Рима в лице греко-католиков против канонической Православной Церкви.
Нам довелось побывать в ряде районов Житомирской епархии УПЦ, где, как известно, исторически проживает определенный процент католических верующих. Как в самом Житомире, так и в старинных городах области достаточно мирно сосуществовали общины католиков и православных, на чьи плечи с одинаковой силой в ХХ веке опустился карающий меч атеистического режима. И если Комитет по делам религий в начале 90-х годов заявил о том, что "у цілому РКЦ уникає будь-якої участі у міжконфесійних і міжцерковних конфліктах в Україні, навпаки - намагається відігравати роль посередника у вирішенні усіх конфліктів, як у межах православно-католицького діалогу, так і в практичній діяльності громад" и "Ватикан всіляко сприяє і діалогу УГКЦ з православ`ям, про що свідчить Апостольский лист Іоанна Павла II з нагоди 400-річчя Берестейської Унії, який містить заклик до екуменічного руху УГКЦ у напрямі об`єднання з православ`ям", то чуть позже тот же Комитет сообщал: "Висока організаційна мобільність та значні фінансові можливості дозволили РКЦ протягом 1990-95 рр. збільшити мережу своїх громад майже на 50 відсотків. Провідна тенденція в активізації РКЦ - її просування на Схід, яке і надалі буде динамічним і водночас обережним. Обережність РКЦ зумовлена наявністю православно-католицьких угод, що засуджують прозелитизм та вимагають права "канонічної території". Тому діячі РКЦ, здійснюючи місійну діяльність, акцентують увагу на євангелізації, тобто залученні невіруючих до християнства у його католицькій модифікації".
Во что обернулось "обережне просування на Схід" Католической Церкви в начале нового тысячелетия, говорить не приходится. Приезд Понтифика подтвердил, что эта "осторожность" и "осуждение прозелитизма" обернулось мощной волной окатоличивания Украины при содействии и финансировании самого государства. (Вспомним перенос греко-католического центра в Киев, строительство католических храмов в регионах, чуждых католицизму, миллионные расходы на сам приезд Понтифика, срочную реставрацию и ремонт католических храмов за счет госбюджета, широкую информационную кампанию в поддержку визита Папы, участие силовых структур во время этого визита и проч.). Но самым печальным, пожалуй, остается порожденный в обществе стереотип, внушенный народу украинскими масс-медиа о том, что католическая вера в Украине равносильна православной. И даже более - является "прогрессивной", "европейской", "образцовой", которую следует противопоставлять "ортодоксально зашоренному и ретроградно-отсталому" Православию. В проповедях католических ксендзов участились, как свидетельствуют верующие, обвинения нашей Церкви в сопротивлении "мировому христианскому единению", в "диктате имперской Москвы" и прочих "антипапских грехах". "Все любят Папу, все ему поклоняются, кроме православных схизматиков" - таково резюме папского визита.
Епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий несколько лет потратил на развитие нормальных отношений с римо-католиками. А сейчас вынужден был констатировать следующее: "Что может быть доброго от непрошеного гостя? Напрасно на всех уровнях обозначалось, что Папа приглашен как глава государства. Его приглашали как главу Церкви в первую очередь. Ни одного главу государства и ни одного главу Церкви с такой помпой не встречали. Вы видели также, какой ажиотаж на ТВ, как и в средствах массовой информации был создан по поводу приезд Папы. Если его действительно встречали как главу государства, то снова возникает вопрос: неужели Ватикан является таким великим государством, главе которого нужно было уделять столько внимания и средств? А если Папа прибыл как глава Церкви, то имело ли смысл так "надрываться" из-за приезда католического лидера? Вспомним для примера визит в Одессу в 1997 году сразу трех Патриархов православных - Константинопольского, Грузинского и Русского, - а также Предстоятелей других Православных Церквей в разные периоды, начиная с 1992 года - Сербского Павла, Американского Феодосия, Японского (ныне покойного) Феодосия, Патриарха Александрийского и всей Африки Парфения, Патриарха Болгарского Максима, Патриарха Эфиопского Павла. Не менее важны в истории Православной Церкви Украины многочисленные встречи Блаженнейшего Владимира с Патриархом (ныне почившим) Иерусалимским и всей Палестины Диодором I, Предстоятелем Польской Православной Церкви Митрополитом Василием и другими Предстоятелями вселенских Церквей. Как реагировали на эти исторические события правительство, пресса? Да никак. Когда многие из них посещали Украину, то посещали ее прежде всего как православное государство. И эти визиты, между прочим, выполняли одну из важных миссий: подтвердить, что мировое Вселенское Православие признает в Украине законной лишь одну Православную Церковь - Украинскую Православную под предстоятельством Блаженнейшего Митрополита Владимира. Эти визиты как раз служили церковному миру и взывали к раскольникам вернуться в лоно канонической Церкви, а не объединяться с ней на равных условиях, как, следует заметить, провозгласил Папа. Видите ли разницу этих визитов? Православное сознание еще раз подтвердило: в визите Папы не было ничего благоприятного, ничего жизнеутверждающего с точки зрения природы Церкви, ее единства и, прежде всего - канонического единства.
Да и сам визит Папы обязывал его в первую очередь хоть как-то прокомментировать ту горькую правду, связанную с историей греко-католической Церкви в Украине. Мы слышали о покаянных заявлениях Рима в отношении инквизиции и поддержки фашиствующих режимов в мировых войнах, но мы ни слова не услышали о преступлениях греко-католиков в XVII, самом кровопролитном, веке для православных со стороны католической Польши. О страшном гонении на Православную Церковь в этот мрачный, почти двухвековой период, когда наше духовенство физически уничтожалось, храмы отбирались, а православных верующих насильно гнали в католическую веру. Ведь именно в тот период преступно закладывалось противостояние между Римом и Востоком в Украине. Как ничего не услышали мы и о массовых преступлениях греко-католиков против православных в Западной Украине за последние 15 лет. В этом ли молчании выразилась "миротворческая миссия" главы Ватикана?
Не удивительно, что все многодневное шоу этого визита внесло в неокрепшие в религиозном отношении сердца людей определенный вопрос: в какой стране мы живем - католической или православной? И какая у нас вера? Мне не приходилось видеть, чтобы хотя бы на одном православном богослужении, во всей его протяженности, присутствовал наш Президент и наше правительство в столь полном составе. Мне было несколько горько видеть, как наши высокие мужи сидели несколько часов за этой мессой и как беспомощно смотрели они в католические молитвенники, следя за ходом католической службы… Хотелось спросить: какого же мы рода-племени, какой веры?
В нашем регионе проживает компактно и польское население, католическое, и православное, которого большинство. И после визита Папы католики вдруг резко стали расширять свое влияние на православных, активизировался прозелитизм, антиправославные настроения. Это однозначно. Нам не могут простить, что православные верующие не могли спокойно созерцать этот подготовительный ажиотаж, не могли молчать, зная горькую историю унии и католической экспансии.
Поэтому верующими УПЦ Житомирской епархии были организованы крестные ходы протеста, были сделаны заявления в Ватикан, к нашему Президенту с десятками тысяч подписей с одной-единственной просьбой: отложить приезд Понтифика. К сожалению, все осталось голосом вопиющих в пустыне. И как результат: раздражение, неприязнь к православным, которые не хотят "понять дух времени".
Увы, но мы видим: в который раз мнение самой большой по численности Церкви в Украине было проигнорировано. Поэтому хочется, чтобы из этого визита были извлечены соответствующие уроки. Хочется, чтобы у нас в стране профессионально изучалась история религии - не формально, а правдиво. Чтобы в наших церковно-государственных отношениях, наконец, преобладала компетентность, выверенность, понимание наших религиозных ценностей и традиций".

Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая


Hosted by uCoz