Уния в ХХ веке

О реагировании духовенства и населения Закарпатской области на национализацию церковных и монастырских земель.

18 ноября 1946 г.

Основная масса населения Закарпатской области положительно реагирует на национализацию церковных и монастырских земель и их пердачу бедняцким крестьянским хозяйствам.

Однако кулацкая часть населения, духовенство, особенно греко-католики, выступают и агитируют против национализации.

Священник реформатской церкви Ужгородского округа Э. Русько в беседе со знакомыми заявил:

«Советы хотят забрать у меня землю и передать крестьянам. Теперь, при советских законах, с землей, пожалуй, не выгадаешь, потому что нам отрезаны все права: в аренду землю сдавать нельзя, батроков нанимать запрещено».

Священник монастыря ордена св. Василия Великоберезнянского округа Николай в беседе с монахами сказал:

«Советская власть, отбирая церковные и монастырские земли, хочет окончательно подорвать экономику духовенства, преследуя в дальнейшем цель закрыть религию вообще. Я все это знал еще до прихода советской власти, но не говорил на эту тему, ибо надеялся на бога, который не даст погибнуть справедливой вере».

В селе Терново, Тячевского округа, в день раздела церковной земли между крестьянам в сельской церкви выступил с речью перед прихожанами священник - греко-католик Роман. Он сказал:

«При чехах и мадьярах церковные земли никто не отбирал, а теперь, при советской власти - отобрали. Я обращаюсь к вам, хотите ли вы, чтобы у вас была церковь, - оставьте у церкви землю».

Кулак села Добрянское, Тячевского округа, Михаил Токарь в беседе с крестьянами сказал:

«Что теперь будет делать наш поп? Его крепко обидели, забрали у церкви всю землю. Все это делают коммунисты и православные».

Священник греко-католической церкви села Фанчиково, Севлюшского округа, Карпинец с ненавистью заявил:

«Советы у меня забрали землю, ну что же, пускай пользуются ею. Если я нужен народу, как поп, то пусть мне платят, а если не будут платить, то я работу в церкви брошу. Мне мешает только одно - семья, а то я давно бы бежал за границу».

Священник села Рокосово, Хустского округа, Николай Сотан, собрав до 30 крестьян, тпреимущественно кулаков, явился с ними в сельсовет с протестом против национализации земли, принадлежащей местной церкви.

В ряде сел церковники используют все методы для того, чтобы не сдать землю, а отдельные советские работники под всевозможными предлогами стремятся сохранить землю за церквами.

В селе Агово, Ужгородского округа, священник реформистской церкви Андре Дюрке, при попустительстве сельсовета, подобрал кандидатуру на должность председателя земельной комиссии из членов церковного совета, некоего Михаила Кулаша, который и был утвержден сельсоветом. В результате церковная земля в этом селе была передана домработнице и батраку священника Дюрке. По этому поводу Дюрке сказал односельчанам:

«Земля все-таки находится в моих руках. На следующий год я получу половину дохода от ее эксплуатации. Те лица, которые получили церковную землю, одна семья».

Священник Дюрке сейчас арестован за антисоветскую деятельность.

Оригинал. Машинопись.

ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 23, д. 2839, л. 24-26. Цит. по: Сергійчук В. Десять буремних літ. Західно-Українські землі в 1944-1953 роках. Нові документи і матеріали. -К., 1998. -С. 550-551


Главная | Новости | Материалы | Документы | Персоналии 
 Форум | Ссылки | Контакты | Гостевая

Hosted by uCoz